Адаптация ребенка к школе

 

Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе

 

    Неготовность ребенка к обучению.

      Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них чаще проявляются различные трудности обучения; среди них больше неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.

 

    Нарушения в состоянии здоровья.

      Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой  утомляемости, низкой умственной работоспособности.

 

   Характер семейного воспитания.

      Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание "Мы", он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Если в семье родителей отделяет от детей стена отвержения, безразличия, это не способствует успешности адаптации к школе, а создает определенные трудности.

 

  Раннее начало систематического обучения.

 

   Жесткость требований педагога и родителей.

 

   Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.

 

   Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.

 

   Нарушения в организации внешкольного режима дня.

 

     Большинство детей ежедневно не досыпают 1-1,5 часа, многие недостаточно гуляют (1-1,5 часа, вместо трех), по 2-3 часа, а то и более проводят у телевизора.

 

Условия успешности адаптации школьника

 

   Одним из главных условий успешности адаптации – это создание положительного микроклимата.

       Задача учителя – поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа – это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей.  Отношение учителя к ребенку – индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему "плохо", и так же относятся к нему дети, поэтому лучше стараться избегать отрицательных оценок поведения ученика и его школьных успехов.

 

       Задача родителей – способствовать формированию интереса ребенка к школе, классу и к учебе в целом, всячески подбадривая, помогая ему решить возникшие трудности, как в плане общения со сверстниками, так и в плане приобретения знаний. 

        Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Каждому ребенку очень хочется завоевать авторитет и доверие товарищей. Положительные эмоции, которые он испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе.

 

   Учет возрастных и индивидуальноличностных особенностей ребенка.

       Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния его центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению работоспособности, резко выраженной утомляемости.

 

   Дифференцированное обучение.

       Согласно педагогическому словарю "дифференциация в обучении и образовании – это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком".

 

   Создание условий для полноценного отдыха.

       К сожалению, взрослые мало об этом думают, нагружая ребенка занятиями в разных секциях и кружках, не создавая условий для его полноценного отдыха и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья. Родители и педагоги долго не обращают внимания на учебную, психическую и эмоциональную перегрузку, которая создает ситуацию стресса, срывает процесс адаптации.

 

   Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе. Определение степени его готовности.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

-  общее развитие (в первую очередь памяти, внимания и интеллекта); 

- воспитание умения произвольно; 

- управлять собой (делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется); 

- формирование мотивов, побуждающих к учению.

 

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду.

 

   Установление тесной связи учителя с родителями ученика.

Учитель должен:

– согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой – непосильных для него повышенных требований;

– организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания;

– организовать встречи родителей со школьным врачом.

 

<<назад

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов