Приемы, облегчающие запоминание информации с помощью ее организации определенным образом (мнемотехники):

Приемы, облегчающие запоминание информации с помощью ее организации определенным образом (мнемотехники):

 

  1. Чтение и повторение

(неоднократное повторение материала через определенный промежуток времени)

Для наиболее эффективного запоминание текста, желательно придерживаться следующих способов работы:

  1. Сначала быстро прочитать текст и выделить для себя основные мысли.
  2. Еще раз внимательно прочесть текст и дополнить основные мысли и идеи дополнительной информацией.
  3. Обзор текста (просмотреть текст в обратном порядке для установления его структуры).

На данном этапе необходимо вернуться к работе с учебником, но не читать материал, а просматривать его, причем просматривать в обратном направлении, от конца к началу. По ходу работы с материалом необходимо повторять связь основных мыслей друг с другом. Такое обратное прохождение позволит прочнее запомнить материал.

4. Изложение текста уже без книги.

Необходимо по памяти повторить весь материал, следуя от одной основной мысли к другой, по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности.

Очень эффективен пересказ заученного материала вслух. Чем объемнее материал, тем больше требуется повторений для его запоминания.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Метод ключевых слов

1. Из каждой фразы выделить 1-2 ключевых слова, по которым можно вспомнить всю фразу целиком.
Ключевые слова должны образовывать логическую последовательность и отражать главный смысл всего текста. Последовательность ключевых слов важно хорошо запомнить. Тогда, вспоминая ключевые слова, вы сможете вспомнить связанную с ними информацию.
2. Для каждого абзаца выделить ключевую фразу, по которой можно вспомнить весь прочитанный абзац.
При использовании данного метода очень важно связать ключевую фразу абзаца с ключевыми словами запоминаемых фраз (цепочка "ключевые слова – ключевая фраза абзаца" должна быть прочно усвоена)

В результате по цепочке взаимосвязанных ключевых слов можно вспомнить всю связанную с ними информацию.

Фраза и абзац являются условными понятиями, они не соответствуют реальным фразам и абзацам текста, а представляют собой объем логически связанной информации, которую необходимо запомнить.

 

 

 

 

  1. Метод мест

(запоминание ряда объектов с помощью ассоциаций с определенными местами на знакомом пути)

Прежде всего, нужно выбрать постоянный "маршрут", по которому вы ходите. Это может быть дорога в школу, расположение комнат в квартире или расположение мебели в комнате. Затем по хорошо известному вам "маршруту" вы размещаете информацию, которую нужно запомнить. В результате, для того, чтобы вспомнить материал, достаточно просто мысленно пройти по выбранному маршруту.

 С помощью этого приема достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы.

 

 

 

 

 

 

  1. Запоминание материала с помощью ассоциаций

Запоминаемый материал может вызывать определенные ассоциации (образы, символы, звуки, слова и др.). В результате достаточно запомнить ассоциацию, чтобы с ее помощью воспроизвести исходный текст. Для лучшего запоминания ассоциации должны быть необычными и яркими.

 

Пример: Необходимо запомнить последовательность геометрических фигур:

Вариант для запоминания:

Такие ассоциации помогают впоследствии вспомнить исходные фигуры.

 

  1. Прием мысленных картин

Смысл данного приема состоит в переводе запоминаемой информации в картинку, желательно забавную и неординарную. Чем более необычным будет образ, тем быстрее запомнится материал. Связь картинки с информацией может быть сколь угодно метафорической. Важно лишь, чтобы она была однозначно читаема для вас.

Этим приемом активно пользовались в средние века, а затем и все составители схем в школьных учебниках (принцип наглядности).

      Для более эффективного запоминания материала картинки можно объединить в "видеофильм", связывая картинки друг с другом с помощью ассоциаций (картинки будут представлять собой подобие кадров, из которых будет состоять "видеофильм"). В результате, чтобы вспомнить информацию, достаточно мысленно прокрутить "видеофильм".

Прием эффективен при хорошо развитом воображении.

 

Пример 1: Необходимо запомнить слова:

Вариант "видеофильма"  для запоминания: Можно представить следующий фильм:

Вместо того, чтобы быть в церкви, мальчик прятался на холме. У него были босые ноги, хотя няня и предупреждала его, что можно наступить на гвоздь. У него в руке было яблоко, которое он время от времени посыпал черным перцем.

 

 

Если существуют сложности с мысленным представлением образов и картин, данный прием можно заменить составлением рассказа, в котором запоминаемые слова должны быть логически связаны друг с другом.

 

Пример 2: Необходимо запомнить слова:

Вариант рассказа для запоминания: Можно составить следующий рассказ:

Лежа на соломе, медведь натягивал брюки, а рядом гуляла кошка. Она прыгнула в окно и наступила в чернила, поставив кляксу на белом листе. Увидела кошка комара, который кружил над саблей.

 

 

  1. Структурирование

Смысл приема состоит в расположении информации в определенном порядке или по определенной схеме. Варианты структурирования могут быть самыми разнообразными:

1.Изначально составляется некая структура или каркас, который затем наполняется информацией (например, структурирование информации в виде развернутого плана)

Цифровая информация также лучше запоминается, если в ней выделить определенную структуру.

Пример: год французской революции - 1789-й - легко запомнить, выделив структуру даты (последовательность цифр 7, 8, 9)

2.Расположение информации в хронологическом порядке (например, информация об определенном событии располагается в хронологическом порядке: от более ранней к более поздней или наоборот)

3.Распределение информации по блокам или разделам.

 

 

 

 

 

  1. Метод группировки

(Объединение информации в группы по определенному критерию)

Сгруппированная, логически осмысленная информация запоминается быстрее и на более длительный срок.

 

Пример: Необходимо запомнить следующие понятия:

 

Для того чтобы быстрее запомнить данные понятия, достаточно разделить их на группы. Например, по их отношению к различным наукам:

 

  1. Рифмование и фразеология

Прием основан на запоминании информации через фразеологические обороты или рифмы.

 

Пример №1:  приемы запоминания числа "пи": 3,1415926…

Существует множество стихов для запоминания этого числа:

 

Нужно только постараться,
И запомнить все, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть
.

 

Раз у Коли и Арины
Распороли мы перины.
Белый пух летал, кружился,
Куражился, замирал,
Ублажился,
Нам же дал
Головную боль старух.
Ух, опасен пуха дух!

(необходимо посчитать количество букв в слове)

 

Пример №2:  для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

 

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь

Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп

 

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов