Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних по основным направлениям профориентационного сопровождения

 подростков в период организации летней занятости

 

Социальный статус несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (далее – подростки) мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерны диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом – новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. 

Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской.

Следовательно, ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, новой мотивацией для участия в трудовой деятельности: возможностью заработать деньги.

Кроме того, первые пробы временной занятости позволяют подростку оценить разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, с точки зрения общественных ценностных ориентаций, удовлетворить потребность в профессиональном самоопределении либо задуматься о необходимости в недалеком будущем выбора профессии, образовательного учреждения и его уровня.

Если учесть, что не все подростки в семье получают должное внимание, заботу, не всегда имеют положительный пример трудолюбия и активной профессиональной деятельности со стороны родителей, то для таких подростков участие во временной занятости – возможность включения в социально-трудовые отношения, усвоение ими социальных ценностей, норм поведения, навыков и умений, сформированных и нормативно одобренных обществом.

В связи с этим логично, что организация временной занятости несовершеннолетних всегда сопровождается профориентационными мероприятиями, которые направлены на знакомство подростков с условиями и характером будущей работы в летний период, предоставление подросткам консультативной помощи с целью профессионального самоопределения, выбор сферы профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация граждан, в том числе подростков, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения является одной из форм регулирования рынка труда, содействует развитию человеческих ресурсов, обеспечивает связь профессионального образования с реальной потребностью в квалифицированных кадрах.

Основная цель профессиональной ориентации подростков – оказывать содействие в профессиональном самоопределении и трудоустройстве в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателей и рынка труда.

 

К услугам по профессиональной ориентации, которые оказывают профконсультанты казенных учреждений службы занятости населения Омской области (далее – центры занятости), относятся:

1. Профессиональное информирование – ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

2. Профессиональное консультирование – оказание помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей.

3. Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций несовершеннолетнему о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям.

Профконсультанты центров занятости помогают подросткам:

- объективно оценить способности и профессиональный опыт, соотнести их с требованиями современного рынка труда;

- осознать свои личностные особенности и возможности;

- выбрать профессию с учетом потребностей рынка труда и перспективы трудоустройства, принимая во внимание личностные особенности, возможности, состояние здоровья;

- научиться собирать информацию, не ограничиваясь одной-двумя позициями: как и любой выбор, выбор профессии начинается со сбора информации о профессиях, учебных заведениях, конкретных рабочих местах.

Реализация системы трудового воспитания возможна при условии интеграции профессиональной ориентации и временной занятости подростков. Профессиональная ориентация обеспечивает развитие потребности подростков в общественно значимой трудовой деятельности, адекватное своим способностям профессиональное самоопределение и повышение престижа профессионального образования. Организация участия подростков во временной занятости способствует формированию у подростков внутренней потребности и уважительного отношения к процессу и результатам труда, популяризации рабочих профессий.

Ежегодно центры занятости организуют временное трудоустройство свыше 11 тыс. подростков.

Подростки принимают участие в работах по ремонту школьных помещений и детских садов, благоустройству и озеленению территорий, стадионов, спортивных площадок, в сезонных сельскохозяйственных работах, подсобных работах в сферах торговли и общественного питания и других видах деятельности

Им предоставляется возможность попробовать себя в различных профессиях (один из способов практической профориентации), что может послужить помощью в выборе будущей профессии.

 

Справочно:

Чтобы принять участие во временных работах, подросткам необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства и предоставить следующее документы:

- паспорт;

- справку из образовательного учреждения, в котором учится подросток;

- согласие одного из родителей (попечителя) или органа опеки и попечительства;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- свидетельство государственного пенсионного страхования;

- медицинскую справку установленной формы;

- счет в сберегательном банке (вклад "универсальный").

 

Труд подростков регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации.

Участие во временной занятости подростков осуществляется с согласия одного из родителей (попечителя) или органа опеки и попечительства.

Трудовой договор может быть заключен с подростком, достигшим возраста 14 лет.

Оплата труда подростков производится работодателем пропорционально отработанному времени.

Центры занятости могут оказывать подросткам материальную поддержку в период их участия во временных работах.

 

Продолжительность рабочего времени для учащихся составляет:

в течение учебного года (в свободное от учебы время):

- подростки от 14 до 16 лет – 2,5 часа в день;

- подростки от 16 до 18 лет – 3,5 часа в день;

в период каникул:

- подростки от 14 до 16 лет – 5 часов в день;

- подростки от 16 до 18 лет – 7 часов в день.

 

Работодатель обязан:

- ознакомить подростка с характером работы и условиями оплаты труда;

- ознакомить с правилами внутреннего распорядка;

- провести инструктаж по технике безопасности, правилам охраны труда и пожарной безопасности.

 

Адреса и телефоны центров занятости размещены на официальном сайте Главного управления государственной службы занятости населения Омской области www.omskzan.ru

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов