644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
ЖУРНАЛИСТ
Секрет журналистики: писать так, как говорят люди.
С. Конолли
Журналистика возникла в 1702 году, когда по личному указу и при личном участии царя Петра Великого (1672-1725) появилась первая печатная газета «Ведомости», издававшаяся типографским способом (до этого в России существовала рукописная газета «Куранты», снабжавшая политическими, экономическими и прочими новостями царя Алексея Михайловича и его придворных).
Ещё раньше, в XVII в., печатные газеты появились в Англии, Бельгии, Испании, Италии, Франции, Швейцарии и других странах Европы. По подсчетам историков, в 1630 г. их было не менее 30. Для сравнения: в конце XX века во всем мире выходило почти десять тысяч одних только ежедневных газет.
Журналистика (от французского journal – дневник, газета) – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет и др.). Следовательно, журналист - это человек, работающий в системе средств массовой информации (СМИ). И хотя название этой профессии указывает на отношение к журналу, журналисты работают не только в прессе. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют журналистские специализации:
- сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников);
- журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет);
- фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии, видеоматериалы не просто иллюстрации к литературному материалу, а полноценные произведения).
Существуют и другие системы классификации журналистов, например, по приоритетным направлениям в работе: политические, экономические или спортивные обозреватели, журналисты-международники, отраслевые журналисты; по жанровым характеристикам: репортер, публицист, обозреватель, очеркист, фельетонист и т.п.
Профессионально важные качества:
высокий уровень общей культуры;
словесно-логическое, образное мышление;
коммуникативные навыки – умение легко вступать в контакт, расположить к себе собеседника, умение слушать и слышать;
хорошие вербальные способности, способность ясно излагать свои мысли и точно формулировать вопросы;
хорошая дикция (при работе на радио и телевидении);
высокий уровень развития зрительной и слуховой памяти;
умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватное решение;
высокий уровень физической и психической выносливости (работа в условиях ненормированного рабочего дня, в экстремальных условиях);
эрудиция;
самоконтроль и уравновешенность;
терпимость, безоценочное отношение к людям;
тактичность, вежливость;
оперативность, настойчивость, инициативность;
наблюдательность.
Медицинские ограничения:
сердечно-сосудистые заболевания;
нервно-психические заболевания;
некорректируемые нарушения зрения и слуха;
дефекты речи (при работе на радио и телевидении).
Содержание деятельности
Профессия журналиста – не только творчество, но и большая ответственность, эмоциональные и физические нагрузки, работа в авральном режиме. Многих привлекает свободный график работы, но у журналиста часто ненормированный рабочий день, он может работать в выходные дни и праздники. Профессия дает возможность встречаться с известными, талантливыми людьми, однако за каждое слово в интервью, взятое у популярного человека, журналист несет личную ответственность. Работа часто связана с командировками. Основная функция журналистики – создание информационного канала между государством и обществом, а также формирование общественного мнения.
Можно выделить три этапа работы журналиста.
1. Поиск информации
Работа журналиста на 90% состоит из поиска необходимой информации. Существует три базовых способа ее получения: наблюдение (есть даже профессиональный прием – "включенное наблюдение", когда журналист в течение какого-то времени становится частью того сообщества, о котором собирается написать); интервью; работа с документами (в том числе с архивами, аудио- и видеозаписями).
2 . Обработка информации
Собранный материал необходимо внимательно изучить, проанализировать, перепроверить факты, прояснить возникшие вопросы. Журналист приступает к подготовке статьи для публикации в соответствии с требованиями формата издания, жанра, стиля и т.д. Затем подготовленный материал проходит редакторскую правку, после которой нередко возвращается на "доработку" журналисту. Итоговый вариант текста вновь отправляется на редактуру, после чего выходит в печать.
3. Обратная связь
На опубликованную статью, сюжет, вышедший в эфир, часто откликаются люди. Читатели, радиослушатели, телезрители нередко пишут в редакцию письма, звонят, оставляют комментарии на форумах онлайн-изданий. Журналист обязан отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде.
В обязанности журналиста может входить и самостоятельный подбор иллюстраций к статье (например, в небольших редакциях, где позиция бильд-редактора не предусмотрена).
Образовательные организации г. Омска и Омской области
Будущие журналисты заканчивают факультеты журналистики, однако, в этой профессии добиваются больших успехов и специалисты, получившие непрофильное высшее образование – филологи, литературоведы, историки, лингвисты, переводчики и др.
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
Омский государственный университет путей сообщения.
Профессиональная деятельность
Журналист может работать в:
издательствах;
газетах и журналах;
на радио и телевидении;
в рекламных и маркетинговых агентствах;
пресс-службах различных организаций.
Карьера
Специализация журналиста не является постоянной. Сегодня он может работать в газете, а завтра перейти на радио или телевидение; начать свою карьеру, как репортер, а впоследствии стать обозревателем-аналитиком.
Вертикальный карьерный рост выглядит следующим образом: редактор рубрики – начальник отдела – выпускающий редактор - главный редактор СМИ. Горизонтальное развитие карьеры выглядит как работа сразу в нескольких СМИ, расширение жанрового диапазона журналиста.