644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
Официант
Официант (от лат. "oficium" – должность, одолжение) – профессия в сфере общественного питания.
Профессия официанта существует в мире уже достаточно давно, хотя в России она появилась в XIX веке с приходом трактиров и ресторанов. В трактирах обязанности официантов выполняли мальчики из крестьянских семей, которые обучались этому ремеслу в течение четырех лет, начиная с мойщиков посуды и уборщиков. Уже тогда была введена униформа: в белых рубахах навыпуск обслуживали посетителей в трактирах, официанту ресторана полагалось носить фрак, белый жилет, галстук-бабочку и перчатки
Профессия официанта по-прежнему является одной из самых востребованных. Ресторан и другие предприятия общественного питания немыслимы без официанта, ведь уровень их обслуживания зависит не только от интерьера учреждения, его оборудования, качества пищи, но и от профессионального мастерства тех, кто создает обстановку радушия и гостеприимства, и, в первую очередь, от официантов.
Профессионально важные качества:
коммуникативные способности;
развитая оперативная и долговременная память;
высокий уровень развития устойчивости, распределения и переключения внимания;
четкая дикция;
хорошая зрительная память;
эстетический вкус;
аккуратность;
вежливость;
физическая выносливость;
высокая эмоциональная устойчивость
быстрота реакции;
наблюдательность;
ответственность.
Медицинские ограничения:
инфекционные заболевания;
дефекты речи;
нарушения координации движений;
заболевания органов дыхания;
нервно-психические заболевания;
нарушение зрения, слуха;
аллергии, кожные заболевания.
Содержание деятельности
Официант обслуживает посетителей ресторана, кафе и других заведений общественного питания. В каждом заведении существуют свои требования к работе персонала.
Еще задолго до прихода посетителей официант готовит зал, отбирает посуду, приборы, сервирует столы в соответствии с видом облуживания, создает в помещении уют и обстановку гостеприимства. Официант приветствует посетителей и провожает их к свободному столику, предлагает меню, консультирует гостей ресторана об особенностях блюд и напитков, оказывает помощь при составлении заказа, по просьбе клиентов рекомендует блюда и напитки, выполняет заказ, контролирует правильность его исполнения и внешний вид блюд, рассчитывает клиентов. Официант следит за изменениями по ассортименту в течение рабочей смены, поддерживает чистоту и порядок на столах, своевременно убирает грязную посуду и пересервировывает столы. Для успешной работы официанту необходимо знать меню своего заведения, технологию приготовления блюд, их характеристику и цены.
Работа официанта достаточно напряженная. Он практически постоянно находится в движении и на ногах. График может быть скользящим. Рабочий день часто начинается рано утром, иногда приходится работать в ночные часы, выходные и праздничные дни. Банкеты и торжественные мероприятия официанты обслуживают по определенным правилам и требованиям.
Профессиональные образовательные организации г. Омка и Омской области
Данную профессию можно получить на курсах:
БПОУ ОО "Торгово-экономический колледж им. Г.Д. Зуйковой";
БПОУ ОО "Омский региональный многопрофильный колледж".
Профессиональная деятельность
Официанты работают на предприятиях общественного питания: в кафе, ресторанах, кофейнях, барах, столовых. Приглашаются для обслуживания банкетов, свадеб, официальных и неофициальных приемов.
Карьера
Работа официантом многими воспринимается как временная. Однако официант, который только начинает свою деятельность, работая с искренним интересом, имеет перспективы в ресторанном деле. Высокое качество работы поможет дослужить до старшего официанта, администратора или менеджера. Официант может продолжить профильное образование и со временем стать управляющим или даже владельцем/совладельцем заведения. Официант, который работает в сфере услуг по призванию и имеет предпринимательские способности может открыть свое собственное заведение.