644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, т. (3812) 36-15-97, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
"Экономика региона –
в руках молодого поколения"
Актуальность и социально-экономическая значимость проекта
Подготовка квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов имеют ключевое значение для подъема экономики России и вхождения ее в мировое экономическое пространство. Приоритетным становится качество подготовки персонала, обладающего современными ключевыми компетенциями.
Подготовка молодых кадров для региона является одной из важнейших задач на современной стадии развития экономики Омской области. Сегодня работодатель предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, росту ее социальной мобильности, профессионализму. Нужен специалист не только обученный качественно, но и умеющий искать и находить новые технологии, знающий экономический расчет, умеющий минимизировать затраты, способный принимать нестандартные решения, обладающий профессиональной и психологической культурой.
Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40 % молодёжи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их способностям, интересам, склонностям, внутренним убеждениям, что влечет за собой ряд проблем в дальнейшей профессиональной и личной жизни человека.
Среди факторов, усложняющих процесс вхождения выпускников в трудовую жизнь, основными являются отсутствие профессионального опыта и недостаточная квалификация, отрыв образовательной системы от потребностей рынка труда, ограничение доступа молодёжи к рабочим местам. Вместе с тем негативную роль играют искажённые мотивационно-смысловые ориентиры молодых людей на выбор профессии и профессиональную карьеру, неадекватные представления об условиях работы, требованиях работодателей, неподготовленность к жёсткой конкуренции на рынке труда.
Важнейшим средством активизации процесса профессионального самоопределения школьников, повышения конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных учреждений и оптимизации трудоустройства молодых специалистов является развитая региональная система профориентации. Профориентационная работа с молодежью должна вестись непрерывно и охватывать все стадии профессионального развития личности.
Помочь полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда сможет система профориентации, основанная на принципе тесного социального партнёрства всех органов исполнительной власти, занимающихся вопросами образования, труда, занятости и регионального объединения работодателей.
Профориентационный проект "Экономика региона в руках молодого поколения" направлен на адресное непрерывное сопровождение профессионального развития молодежи от школьной скамьи до рабочего места и призван объединить силы всех социальных партнеров, занимающихся вопросами профориентации. Совместные профориентационные мероприятия областного центра профориентации, общеобразовательных учреждений, учреждений профессионального образования и предприятий будут способствовать повышению мотивации школьников на выбор профессии и конкретного профессионального учреждения в соответствии со способностями и потребностями рынка труда, развитию профессиональной компетентности выпускников профессиональных школ и формированию внутренней готовности к адаптации на рабочем месте.
Цель проекта
Подготовка молодых специалистов для предприятий и организаций Омской области, необходимых различным отраслям экономики региона.
Задачи проекта
Основными задачами являются:
- формирование у выпускников общеобразовательных школ мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий и специальностей, востребованных на рынке труда;
- содействие в развитии профессиональной компетентности обучающихся профессионального образования, в соответствии с требованиями работодателей;
- содействие в обеспечении успешной адаптации молодых специалистов на предприятии;
- расширение круга социальных партнеров, заинтересованных в вопросах подготовки молодых кадров для организации и предприятий Омской области.
Управление и обеспечение проекта
Координатором данного проекта является Министерство труда и социального развития Омской области. В процессе реализации проекта "Экономика региона в руках молодого поколения" предполагается тесное взаимодействие регионального объединения работодателей Омской области с Министерством труда и социального развития Омской области, Министерством образования Омской области, Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области.
Основным исполнителем проекта определен БОУ "Омский центр профориентации", который является одним из ключевых звеньев региональной системы профориентации и призван осуществлять профориентационную работу совместно с общеобразовательными школами, учреждениями профессионального образования и работодателями.
Участники проекта
- областной центр профориентации,
- общеобразовательные учреждения города Омска,
- учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляющие подготовку рабочих и специалистов для промышленности,
- предприятия и организации промышленности.
Целевые группы, на которые направлены мероприятия проекта
- обучающиеся 8,9-х классов общеобразовательных учреждений;
- обучающиеся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов для промышленности;
- педагоги и родители обучающихся общеобразовательных учреждений;
- преподаватели учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов для промышленности;
- работодатели (представители кадровой службы различных предприятий, организаций промышленности).
Основные этапы проекта
Деятельность проекта осуществляется поэтапно:
I этап – "Определение профнаправленности и формирование мотивации на получение профессии соответствующей способностям"
II этап – "Адаптация к выбранной профессии"
III этап – "Оценка и развитие профессиональной компетентности выпускников профессиональных учреждений"
IV этап – "Профессиональная адаптация молодых специалистов на рабочем месте"
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Развитие системы профессиональной ориентации, мотивирующей молодежь к осознанному выбору профессии и дальнейшей трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
2. Обеспечение предприятий и организаций Омской области квалифицированными молодыми кадрами.
Механизм реализации проекта
Совместные мероприятия на этапе профессионального самоопределения
Первый этап проекта включает комплекс профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных учреждений.
На этом этапе проводятся групповые занятия с профдиагностикой для обучающихся 8, 9-х классов с целью определения профессиональной направленности каждого старшеклассника для формирования групп по сферам деятельности.
Затем с группами старшеклассников, их родителями, педагогами проводятся профинформационные мероприятия, направленные на знакомство с профессиями, их содержанием, возможностями получения в конкретных учреждениях профессионального образования, потребностях современного рынка труда.
Для формирования осознанного выбора профессии необходимо более глубокое знакомство с условиями, средствами, предметом труда данных профессии. В учреждениях профессионального образования и на предприятиях можно получить подробную информацию о профессиях с проведением профессиональных проб, встретиться с представителями данных профессий и сформировать представление о будущем рабочем месте.
В связи с этим, для школьников организуются:
Результатом данного этапа является выпускник школы, мотивированный на получение конкретной профессии в конкретном учреждении, в соответствии со способностями и потребностями рынка труда.
Совместные мероприятия на этапе профессионального обучения
Исходя из того, что основной целью профобразования является подготовка квалифицированных специалистов второй и третий этапы проекта предполагают профориентационное сопровождение обучающихся профессиональных образовательных учреждений.
В связи с этим, для обучающихся профшкол организуются:
- профориентационные занятия, повышающие интерес к выбранной профессии;
- занятия, направленные на осознание перспектив профессионального развития в соответствие с требованиями работодателей;
- встречи с представителями предприятий;
- профдиагностические занятия по оценке деловых и личностных качеств;
- занятия по развитию деловых и личностных компетенций;
- занятия по формированию навыков адаптации на рынке труда;
- занятия по написанию резюме и самопрезентации на рынке труда.
- конкурсы – аукционы;
На начальных курсах организуются занятия, повышающие интерес к выбранной специальности и осознание перспектив профессионального развития в соответствие с требованиями работодателей, составляются "модельные" перечни личностных и деловых компетенций конкурентоспособного специалиста.
Для оценки деловых и личностных компетенций в начале обучения проводится первичная диагностика уровня их развития. Затем по результатам проведенной оценки формируются группы обучающихся, с которыми специалисты Профцентра проводят ряд психологических занятий по развитию необходимых личностно-деловых качеств.
Итоговая оценка профессиональной компетентности проводится с выпускниками профшколы и позволяет составить заключения об уровне развития их профессиональных компетенций и личностно-деловых характеристиках. С обучающимися выпускных курсов проводятся занятия по составлению профессионального резюме, адаптации на рынке труда и развитию навыков самопрезентации. Составленные резюме и заключения об уровне развития профессиональных и личностно-деловых компетенций выпускников используются для формирования банка информации о молодых специалистах соответствующего профиля.
В целях содействия в трудоустройстве на базе профессиональных учебных заведений организуются конкурсы-аукционы и ярмарки рабочих мест, где выпускники, имея на руках профессиональное резюме и личностно-деловую характеристику, могут пройти предварительное собеседование с работодателем.
Результатом данного этапа является сформированная конкурентоспособная личность на рынке труда
Наряду с оценкой и развитием личностно-деловых качеств важной составляющей является формирование и развитие профессиональных компетенций, перечень которых необходимо разрабатывать профессиональными образовательными учреждениями совместно с работодателями, учитывая не только компетенции, обозначенные в Федеральных образовательных стандартах, но и конкретные требования предприятий к квалификации молодых специалистов соответствующего профиля. На основе разработанных "эталонных" стандартов профессиональных компетенций преподавателями совместно с потенциальными работодателями через различные формы оценки (контрольные срезы, текущие аттестации, конкурсы профмастерства и т.д.) должно проводиться систематическое отслеживание процесса развития профессиональных компетенций обучающихся.
По результатам оценочных мероприятий, выявивших потребность дополнительного развития профессиональных компетенций, необходимо разрабатывать и внедрять новые формы их развития:
- совершенствование программы производственных практик;
- организация наглядных демонстраций инновационных технологий;
- привлечение ведущих специалистов к участию в итоговых и промежуточных аттестациях;
- организация системы наставничества и т.д.
Совместные мероприятия на этапе адаптации молодого специалиста на рабочем месте
Профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
В связи с этим профориентационная работа продолжается с работающей молодежью в начале трудовой деятельности через организацию и проведение занятий, направленных на успешную адаптацию на рабочем месте.
Целью данных занятий является овладение технологией успешной адаптации молодых специалистов в процессе вхождения в рабочий коллектив и трудовую деятельность. Мероприятия включают комплекс занятий по формированию навыков:
- преодоления трудностей и барьеров в процессе профессиональной адаптации;
- саморегуляции эмоциональных состояний;
- эффективного межличностного взаимодействия в коллективе.
В результате реализации комплекса мероприятий молодые специалисты будут адаптированы к рабочему месту на предприятии и готовы к дальнейшему построению профессиональной карьеры на основе непрерывного профессионального развития.