644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
ЛЕТЧИК
(пилот гражданской/военной авиации)
Мы учим летать самолёты,
Мы учим их страх побеждать…
Такая у нас работа -
Учить самолёты летать…
Н.Н. Добронравов
Человек с самых древних времен мечтал летать, как птица. Многие отчаянные изобретатели испытывали свои летательные приспособления, прыгая с высоких башен и скал. В 16 веке художник и изобретатель Леонардо да Винчи нарисовал чертеж летательной машины, похожей на вертолет, но построить ее в те времена было невозможно. Много тысяч лет прошло, прежде чем мечта человека о полетах по воздуху стала реальностью. Эпоха воздушных путешествий началась в 1783 году, с первого полета братьев Монгольфье на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. Через 17 лет появились дирижабли – огромные управляемые воздушные шары с двигателями и пропеллерами. В то же время были построены и первые планеры. Полеты на планерах доказали, что аппарат тяжелее воздуха может лететь (сегодня самый тяжелый самолет – российский "Антонов АН-225", он весит 600 тонн). В 1880 году после изобретения бензинового двигателя началось проектирование пилотируемых летательных аппаратов. В 1903 году братья Райт подняли в воздух свой хрупкий аэроплан с людьми на борту и пролетели целых 36 метров! После этого исторического полета развитие авиации пошло семимильными шагами (связано это и с тем, что к тому времени стало понятно значение авиации в военных действиях): уже в 1919 году состоялся первый перелет через Атлантику, в 1947 году был создан самолет, летающий быстрее скорости звука, в 1981 году самолет на солнечных батареях перелетел Ла-Манш, а в 1986 самолет "Вояджер" совершил беспосадочный перелет вокруг земного шара. Летчики стали и покорителями космоса: первый отряд космонавтов СССР был сформирован из военных летчиков, а профессия с тех пор называется летчик-космонавт. Как правило, лётчиков делят на военных, гражданских и любителей. Существуют также лётчики экспериментальной авиации, производящие испытания как абсолютно новых воздушных судов, так и заводской облёт серийно выпускаемых. Исторически сложилось так, что в России в военной авиации используется термин лётчик, а в гражданской авиации – пилот.
Профессионально важные качества:
ощущение равновесия;
хорошее зрительное восприятие расстояний между предметами;
хорошая способность оценивать направление и скорость движения предмета;
способность к различению отрезков времени;
способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне;
внимание к деталям;
переключаемость внимания (способность быстрого переключения внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую);
помехоустойчивость внимания;
аналитичность мышления (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации);
оперативность мышления (высокая скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность);
хорошая координация движений рук и ног;
хорошее общее физическое развитие, переносимость физических нагрузок;
умение четко и кратко формулировать информацию;
сохранение работоспособности при развивающемся утомлении;
сохранение бдительности в режиме ожидания.
Медицинские ограничения
Профессия предъявляет повышенные требования к здоровью, для ее получения нужно пройти строгую медкомиссию. Противопоказаний довольно много. Летчики регулярно проходят медицинские осмотры и могут быть отстранены от работы в случае возникновения проблем со здоровьем, таких как:
заболевания сердца или нарушения артериального давления;
нервно-психические расстройства, судороги, потеря сознания;
употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
некорректируемое снижение остроты зрения, нарушение цветоразличения;
расстройства слуха;
вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия, расстройства координации движений, дрожание рук;
расстройства речи;
боязнь высоты;
заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
хронические инфекционные заболевания;
аллергия, кожные заболевания;
заболевания органов дыхания;
заболевания органов пищеварительной и мочевыделительной систем;
сахарный диабет;
геморроидальные расстройства;
выраженные физические недостатки.
Содержание деятельности
Пилот управляет воздушным судном: самолетом, вертолетом. Пилоты трудятся на гражданских авиалиниях, осуществляя пассажирские и грузовые перевозки. Летчики, служащие в ВВС (военно-воздушных силах), летают на специализированных боевых самолетах и вертолетах. Они проводят разведывательные операции, принимают участие в военных действиях, охраняют границы, наблюдая за территорией страны с воздуха. Пилоты также могут работать в службах спасения: экстренно эвакуировать людей, доставлять продовольствие и другие гуманитарные грузы в недоступные районы, тушить пожары, сбрасывая воду на горящие объекты, куда людям с земли уже не подступиться.
Задача пилота – управлять самолетом или вертолетом так, чтобы он оказался в нужное время в каждой из расчетных точек траектории полета. Для этого пилот выбирает режимы работы двигателей, с помощью органов управления координирует движения воздушного судна как в горизонтальной (вправо-влево), так и в вертикальной (вверх-вниз) плоскостях. Он опирается на наблюдение за обстановкой в воздухе, показания приборов, команды наземных диспетчеров. Важное значение имеет и субъективное чувство полета, которое складывается из восприятия звука двигателей (опытные пилоты определяют на слух малейшие изменения в режиме их работы), ускорения/замедления и крена, вибраций самолета. На наиболее современных воздушных судах (таких, например, как российские ТУ-214 и ИЛ-96 или европейский А-380) управление в значительной мере автоматизировано, и пилоты не столько "рулят" ими, сколько контролируют работу электроники.
На больших воздушных судах работает не один пилот, а экипаж, чаще всего включающий четырех членов, от слаженности действий которых зависит безопасность полетов. Командир координирует их работу, принимает основные решения, пилотирует самолет на наиболее ответственных участках пути (взлет и набор высоты, снижение и посадка, столкновение с атмосферным фронтом и т.п.). Второй пилот управляет самолетом на более простых участках пути, а также готов в любую секунду заменить командира и принять на себя управление при возникновении каких-либо проблем. Штурман отвечает за траекторию движения воздушного судна, рассчитывает его курс. Бортинженер следит за исправностью и бесперебойной работой всех систем, контролирует заправку и загрузку самолета. На небольших самолетах, где экипаж меньше, пилоты совмещают часть этих функций, а иногда и все.
Образовательные организации г. Омска и Омской области:
Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского.
Профессиональная деятельность
Пилот может работать в авиакомпаниях различных форм собственности, ВВС, МЧС, летных школах.
Карьера
Спрос на рынке труда в настоящее время довольно высокий. Особенно ценятся пилоты, умеющие работать на современных воздушных судах зарубежного производства, таких как Boeing и Airbus. Карьерные перспективы связаны с налетом часов и повышением квалификации пилота. Начав вторым пилотом в "малой" авиации, можно в дальнейшем стать командиром воздушного судна, работать на международных рейсах, занимать административные должности в авиапредприятии, стать инструктором-наставником для молодых пилотов.