644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
ШТУРМАН
Штурман (нидерл. stuurman, от stuur– "руль" и man– "человек") – профессия, связанная с управлением воздушным (самолёт, дирижабль), наземным (вездеход, гоночная машина), подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом.
Возникновение профессии связано с началом географических открытий, однако в то время не было специальных школ штурманов.
В 1701 году Петр I учредил в Москве школу математических и навигационных, то есть "мореходных хитростных искусств учений". Петр I издал также Устав, описывающий основные правила для штурманов. Многие великие флотоводцы начинали карьеру со службы штурмана корабля. Благодаря штурманам были сделаны величайшие географические открытия. А в 1715 году в Петербурге открылась Академия морской гвардии. Заложенные тогда принципы пригодились позже и при подготовке воздушных штурманов. Штурманом также называли помощника капитана (шкипера) на коммерческом судне, а на военных кораблях — офицера, специалиста по кораблевождению. До 1880-х годов штурманы образовали особый корпус офицеров, после этого было решено, чтобы каждый флотский строевой офицер знал штурманское дело, и корпус штурманов был упразднён.
В авиации штурманы появились в начале 20 века, когда Николай Второй выделил авиацию в самостоятельный род вооруженных сил. Пилоту стал необходим надежный партнер-наблюдатель, который бы вел разведку и обстрел противника. Именно тогда при штабе ВВС был создан специальный отдел штурманской службы.
В будущем роль штурмана видится в качестве оператора сложных компьютеризированных систем и комплексов вооружения и навигации как пилотируемых, так и беспилотных летательных аппаратов.
Профессионально важные качества:
высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания;
аналитическое мышление (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации);
оперативность мышления (высокая скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность);
стратегическое мышление;
техническое мышление;
хорошее общее физическое развитие (выносливость, хорошая координация, сила, быстрота реакции);
работоспособность (в некомфортных температурных условиях, при воздействии вибрации, перемены давления и др.);
способность рационально действовать в экстремальных условиях;
дисциплинированность;
организованность;
ответственность;
наблюдательность;
эмоциональная устойчивость.
Медицинские ограничения
Профессия предъявляет повышенные требования к здоровью, для ее получения нужно пройти строгую медкомиссию. Противопоказаний довольно много. Штурманы регулярно проходят медицинские осмотры и могут быть отстранены от работы в случае возникновения проблем со здоровьем, таких как:
заболевания сердца, нарушение артериального давления;
нервно-психические расстройства, судороги, потеря сознания;
употребление наркотиков, проблемы с алкоголем;
некорректируемое снижение остроты зрения, нарушение цветоразличения;
расстройства слуха;
вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия, расстройства координации движения, дрожание рук;
расстройства речи;
боязнь высоты;
заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
хронические инфекционные заболевания;
аллергия, кожные заболевания;
заболевания органов дыхания;
заболевания органов пищеварительной и мочевыделительной систем;
сахарный диабет;
геморроидальные расстройства;
выраженные физические недостатки.
Содержание деятельности
Штурман изучает будущий маршрут, прокладывает курс, составляет и тщательно выверяет карты движения, знакомится с уровнем обеспеченности маршрута наземными радиотехническими средствами, особенностями рельефа местности, по которой проходит маршрут, следит за исправной работой навигационных приборов, осуществляет контроль за ходом движения транспорта по заданному курсу.
Проблема ориентировки в пространстве сложна и в большой степени осуществляется опосредованно через разнообразные приборы (измерители скорости сноса, автоматические радиокомпасы, радиолокаторы, высотомеры и др.). Профессия требует от специалиста интеллектуальных, физических и нервно-психических затрат.
Образовательные организации
Профессию штурман можно получить в государственных технических университетах гражданской авиации, государственных авиационных институтах, академиях водного транспорта, технических университетах водного транспорта городов России (Москва, Челябинск и др.).
Профессиональная деятельность
Штурман может работать в авиакомпаниях различных форм собственности, ВВС, МЧС, летных школах, компаниях морского и речного флота, на предприятиях автомобильного транспорта.
Карьера
Штурман в авиации может сделать карьеру командира воздушного судна или перейти на административные должности в авиапредприятии, может стать инструктором-наставником для молодых пилотов. Во флоте штурман может стать главным штурманом флота или пойти по командирской линии (помощник капитана, капитан).