644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе
• Неготовность ребенка к обучению.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них чаще проявляются различные трудности обучения; среди них больше неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.
• Нарушения в состоянии здоровья.
Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности.
• Характер семейного воспитания.
Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание "Мы", он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Если в семье родителей отделяет от детей стена отвержения, безразличия, это не способствует успешности адаптации к школе, а создает определенные трудности.
• Раннее начало систематического обучения.
• Жесткость требований педагога и родителей.
• Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.
• Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.
• Нарушения в организации внешкольного режима дня.
Большинство детей ежедневно не досыпают 1-1,5 часа, многие недостаточно гуляют (1-1,5 часа, вместо трех), по 2-3 часа, а то и более проводят у телевизора.
Условия успешности адаптации школьника
• Одним из главных условий успешности адаптации – это создание положительного микроклимата.
Задача учителя – поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа – это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Отношение учителя к ребенку – индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему "плохо", и так же относятся к нему дети, поэтому лучше стараться избегать отрицательных оценок поведения ученика и его школьных успехов.
Задача родителей – способствовать формированию интереса ребенка к школе, классу и к учебе в целом, всячески подбадривая, помогая ему решить возникшие трудности, как в плане общения со сверстниками, так и в плане приобретения знаний.
Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Каждому ребенку очень хочется завоевать авторитет и доверие товарищей. Положительные эмоции, которые он испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе.
• Учет возрастных и индивидуальноличностных особенностей ребенка.
Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния его центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению работоспособности, резко выраженной утомляемости.
• Дифференцированное обучение.
Согласно педагогическому словарю "дифференциация в обучении и образовании – это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком".
• Создание условий для полноценного отдыха.
К сожалению, взрослые мало об этом думают, нагружая ребенка занятиями в разных секциях и кружках, не создавая условий для его полноценного отдыха и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья. Родители и педагоги долго не обращают внимания на учебную, психическую и эмоциональную перегрузку, которая создает ситуацию стресса, срывает процесс адаптации.
• Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе. Определение степени его готовности.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
- общее развитие (в первую очередь памяти, внимания и интеллекта);
- воспитание умения произвольно;
- управлять собой (делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется);
- формирование мотивов, побуждающих к учению.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду.
• Установление тесной связи учителя с родителями ученика.
Учитель должен:
– согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой – непосильных для него повышенных требований;
– организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания;
– организовать встречи родителей со школьным врачом.