644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
Дети тянутся к общению, как с взрослыми, так и со сверстниками. Но некоторые не могут полностью проявить себя и выбраться из личного пространства.
Замкнутость и ее симптомы
Ребенок находит укрытие в своей замкнутости и черпает в ней силы. Он старается отдалиться от болезненного для него внешнего мира. Он как бы отчужден и сдержан в своих проникновениях, вмешательствах во всё, что вокруг него. В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:
• ребенок может вообще не разговаривает, говорит в крайнем случае, произносит слова шепотом;
• держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
• у него друзей очень мало или нет совсем;
• он боится начать что-то новое;
• не решается выразить свое мнение;
• таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
• часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
• излишняя осторожность в словах и поступках;
• отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
• неглубокое дыхание;
• психосоматические проявления (боли в желудке, например);
• желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
• часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).
При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор – ведет себя правильно.
Такой ребенок не слишком хочет покидать свой укромный мир. Он бессознательно использует укрытие в острые для себя моменты. Окружающие могут видеть в этом застенчивость, подавленность, кротость, боязливость, скуку, невоспитанность.
Причины замкнутости ребенка
Первое с чего следует начать путь к открытости ребенка – с причин его замкнутости. Самыми частыми называют:
• страх не справиться со сложной ситуацией;
• страх общения со сверстниками (страх быть обиженным, осмеянным или проигнорированным);
• трудности общения с противоположным полом;
• отрицательный эффект выраженной однажды искренности ребенка (в разговоре и поступках);
• нежелание выполнять требования взрослых, участвовать в чем-то;
• неумение осуществлять выбор, решаться на действие;
• затаенная накопившаяся обида, огорчения;
• повышенная тревожность (о себе, о ком-то из родителей);
• слишком большие обязанности для ребенка;
• строгое или жестокое наказание ребенка;
• сексуальное насилие или его попытки над ребенком;
• тяжелая болезнь или частая болезненность (физическая или психическая);
• культивирование родителями отчужденного, слишком послушного, «правильного» поведения;
• ощущение себя ненужным, лишним в семье.
Последствия замкнутости
Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности:
• будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников, будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
• не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни), будет в одиночестве;
• не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
• постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
• будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
• не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
• сохранит неуверенность в себе на многие годы (не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути, не будет решать сложные проблемные ситуации);
• возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).
Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.
Замкнутость – это всего лишь сигнал. Справившись с причинами, вы поможете своему ребенку открыться и открыть для себя многообразие общения.