644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
Приемы, облегчающие запоминание информации с помощью ее организации определенным образом (мнемотехники):
(неоднократное повторение материала через определенный промежуток времени)
Для наиболее эффективного запоминание текста, желательно придерживаться следующих способов работы:
На данном этапе необходимо вернуться к работе с учебником, но не читать материал, а просматривать его, причем просматривать в обратном направлении, от конца к началу. По ходу работы с материалом необходимо повторять связь основных мыслей друг с другом. Такое обратное прохождение позволит прочнее запомнить материал.
4. Изложение текста уже без книги.
Необходимо по памяти повторить весь материал, следуя от одной основной мысли к другой, по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности.
Очень эффективен пересказ заученного материала вслух. Чем объемнее материал, тем больше требуется повторений для его запоминания.
1. Из каждой фразы выделить 1-2 ключевых слова, по которым можно вспомнить всю фразу целиком.
Ключевые слова должны образовывать логическую последовательность и отражать главный смысл всего текста. Последовательность ключевых слов важно хорошо запомнить. Тогда, вспоминая ключевые слова, вы сможете вспомнить связанную с ними информацию.
2. Для каждого абзаца выделить ключевую фразу, по которой можно вспомнить весь прочитанный абзац.
При использовании данного метода очень важно связать ключевую фразу абзаца с ключевыми словами запоминаемых фраз (цепочка "ключевые слова – ключевая фраза абзаца" должна быть прочно усвоена)
В результате по цепочке взаимосвязанных ключевых слов можно вспомнить всю связанную с ними информацию.
Фраза и абзац являются условными понятиями, они не соответствуют реальным фразам и абзацам текста, а представляют собой объем логически связанной информации, которую необходимо запомнить.
(запоминание ряда объектов с помощью ассоциаций с определенными местами на знакомом пути)
Прежде всего, нужно выбрать постоянный "маршрут", по которому вы ходите. Это может быть дорога в школу, расположение комнат в квартире или расположение мебели в комнате. Затем по хорошо известному вам "маршруту" вы размещаете информацию, которую нужно запомнить. В результате, для того, чтобы вспомнить материал, достаточно просто мысленно пройти по выбранному маршруту.
С помощью этого приема достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы.
Запоминаемый материал может вызывать определенные ассоциации (образы, символы, звуки, слова и др.). В результате достаточно запомнить ассоциацию, чтобы с ее помощью воспроизвести исходный текст. Для лучшего запоминания ассоциации должны быть необычными и яркими.
Пример: Необходимо запомнить последовательность геометрических фигур:
Вариант для запоминания:
Такие ассоциации помогают впоследствии вспомнить исходные фигуры.
Смысл данного приема состоит в переводе запоминаемой информации в картинку, желательно забавную и неординарную. Чем более необычным будет образ, тем быстрее запомнится материал. Связь картинки с информацией может быть сколь угодно метафорической. Важно лишь, чтобы она была однозначно читаема для вас.
Этим приемом активно пользовались в средние века, а затем и все составители схем в школьных учебниках (принцип наглядности).
Для более эффективного запоминания материала картинки можно объединить в "видеофильм", связывая картинки друг с другом с помощью ассоциаций (картинки будут представлять собой подобие кадров, из которых будет состоять "видеофильм"). В результате, чтобы вспомнить информацию, достаточно мысленно прокрутить "видеофильм".
Прием эффективен при хорошо развитом воображении.
Пример 1: Необходимо запомнить слова:
Вариант "видеофильма" для запоминания: Можно представить следующий фильм:
Вместо того, чтобы быть в церкви, мальчик прятался на холме. У него были босые ноги, хотя няня и предупреждала его, что можно наступить на гвоздь. У него в руке было яблоко, которое он время от времени посыпал черным перцем.
Если существуют сложности с мысленным представлением образов и картин, данный прием можно заменить составлением рассказа, в котором запоминаемые слова должны быть логически связаны друг с другом.
Пример 2: Необходимо запомнить слова:
Вариант рассказа для запоминания: Можно составить следующий рассказ:
Лежа на соломе, медведь натягивал брюки, а рядом гуляла кошка. Она прыгнула в окно и наступила в чернила, поставив кляксу на белом листе. Увидела кошка комара, который кружил над саблей.
Смысл приема состоит в расположении информации в определенном порядке или по определенной схеме. Варианты структурирования могут быть самыми разнообразными:
1.Изначально составляется некая структура или каркас, который затем наполняется информацией (например, структурирование информации в виде развернутого плана)
Цифровая информация также лучше запоминается, если в ней выделить определенную структуру.
Пример: год французской революции - 1789-й - легко запомнить, выделив структуру даты (последовательность цифр 7, 8, 9)
2.Расположение информации в хронологическом порядке (например, информация об определенном событии располагается в хронологическом порядке: от более ранней к более поздней или наоборот)
3.Распределение информации по блокам или разделам.
(Объединение информации в группы по определенному критерию)
Сгруппированная, логически осмысленная информация запоминается быстрее и на более длительный срок.
Пример: Необходимо запомнить следующие понятия:
Для того чтобы быстрее запомнить данные понятия, достаточно разделить их на группы. Например, по их отношению к различным наукам:
Прием основан на запоминании информации через фразеологические обороты или рифмы.
Пример №1: приемы запоминания числа "пи": 3,1415926…
Существует множество стихов для запоминания этого числа:
Нужно только постараться,
И запомнить все, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Раз у Коли и Арины
Распороли мы перины.
Белый пух летал, кружился,
Куражился, замирал,
Ублажился,
Нам же дал
Головную боль старух.
Ух, опасен пуха дух!
(необходимо посчитать количество букв в слове)
Пример №2: для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь
Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп