644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
Профессиональная деятельность играет значимую роль в жизни любого человека, способствует его успешной самореализации в социуме.
Правильный и адекватный выбор доступной профессии детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует повышению их развитию интереса к собственным возможностям, расширяет кругозор ребенка, стимулирует его потребности к социально-значимому труду.
Для осуществления правильного выбора в любой жизненной ситуации необходимо иметь как можно больше информации, которая поможет принять правильное решение. Выбор профессии – не исключение.
Тому, кто стоит перед профессиональным выбором, необходимо владеть не только информацией о мире профессий и рынке образовательных услуг, но и учитывать свои интересы, склонности, способности и, главным образом, ограничения по состоянию своего здоровья. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует в первую очередь хорошего информационного обеспечения.
В нашем справочнике представлена информация об ограничениях в профессиональном выборе и рекомендуемых профессиях (специальностях) для детей с ограниченными возможностями здоровья при различных нарушениях. Надеемся, что наши рекомендации будут полезны вам при принятии решения о выборе подходящей профессии.
Скачать полную версию Справочника профессий (специальностей) для детей с ограниченными возможностями здоровья
Перечень медицинских противопоказаний и рекомендуемые профессии при различных нарушениях у детей с ограниченными возможностями здоровья
Виды нарушений |
Противопоказания |
Рекомендуемые профессии (специальности) |
||||
Человек-техника |
Человек-человек |
Человек-знаковая система |
Человек-природа |
Человек-художественный образ |
||
Нарушения психических функций (умеренные нарушения эмоций, воли, поведения)
|
Работа, связанная: - со значительными физическими, умственными и нервно-психическими нагрузками (вибрация, шум, заданный высокий темп деятельности, строго регламентированный ритм труда, длительная сосредоточенность внимания, высокая точность выполнения работ, работа на конвейере, у движущихся механизмов, вынужденная рабочая поза, длительное наблюдение за видеомонитором, материальная ответственность, работа, предполагающая очень частый контакт с людьми); - с обслуживанием действующих агрегатов, представляющих опасность для окружающих (водительские профессии, дежурные по электростанциям и т.п.); - с процессами применения, выделения и производства опасных и вредных химических веществ.
|
Мастер по ремонту аудио -, видео-, бытовой техники, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, наладчик технологического оборудования, машинист холодильных установок, слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционеров, мастер столярного и мебельного производства, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, гравер, конструктор изделий из кожи, швея, штукатур-маляр, облицовщик-плиточник, столяр строительный, плотник.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): часовщик, обойщик мягкой и жесткой мебели, переплетчик. |
Не рекомендуется. |
Техник-программист.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): почтальон, весовщик, маркировщик готовой продукции, оператор ПК.
|
Ландшафтный дизайнер, зоолог, плодоовощевод, цветовод-декоратор.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): рабочий зеленого хозяйства, садовник, озеленитель. |
Изготовитель художественных изделий, художник, музыкант, дизайнер, визажист, портной, фотограф.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): вышивальщица. |
Нарушения интеллекта, мышления (умственная отсталость легкая) |
Работа: - на высоте; - связанная с примене-нием токсических хими-ческих веществ, стеклово-локна, органических лаков, клея на органи-ческих растворителях, высоких и низких температур, СВЧ; - связанная с нервно-психическим напряже-нием, с подсчетами и необходимостью принятия быстрых самостоятельных решений.
|
Каменщик, маляр, штукатур, швея.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): кухонный рабочий, упаковщик, сортировщик, курьер, сборщик изделий, обойщик мебели, фасовщик, укладчик изделий, гладильщик.
|
Не рекомендуется. |
Не рекомендуется. |
Овощевод, животновод.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): рабочий плодоовощного хранилища, озеленитель. |
Дополнительное профессиональное образование (курсы): вышивальщица, переплетчик (ручного переплета). |
Умеренные и выраженные нарушениях речи (заикание)
|
Работа, связанная: - со значительными нервно-психическими нагрузками; - с постоянным контактом с людьми; - с воздействием выраженного производственного шума; - с подачей словесных сигналов.
|
Слесарь-ремонтник, электромонтер, инженер-технолог, швея, закройщик, геодезист, слесарь по ремонту автомобилей,, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, монтажник технологического оборудования, слесарь по контрольно измерительным приборам и автоматике, аппаратчик-оператор нефтехимического производства, машинист холодильных установок, контролер станочных и слесарных работ. Дополнительное профессиональное образование (курсы): часовщик, сборщик, упаковщик, фасовщик, печник. |
Не рекомендуется. |
Контролер качества, корректор, бухгалтер, инженер-проектировщик, программист, экономист, лаборант-эколог, химик, фармацевт. Дополнительное профессиональное образование (курсы): Оператор ПК. |
Мастер растениеводства, мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, пчеловод, изготовитель мороженого, мастер производства молочной продукции.
|
Гравер, цветовод-декоратор, флорист, ювелир, худож-ник-конструктор, архитектор, модельер-художник, технолог-конструктор, визажист, музыкант, дизайнер, фотограф.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): чеканщик. |
Умеренные нарушения зрения (слабовидение высокой и средней степени)
|
Работа: - связанная со значительным физическим напряжением; - связанная с длительным напряжением зрения; - связанная с наблюдением за экраном видеотерминала; - связанная с опасностью глазного травматизма; - в запыленных условиях; - в условиях недостаточной освещенности, пульсации освещенности, избыточной яркости, прямой и отраженной слепящей блесткости.
|
Пекарь, кондитер. |
Преподаватель, юрист, менеджер по продажам, специалист страхового дела, специалист по социальной работе, юрисконсульт, агент рекламный, педагог дополнительного образования, психолог, социальный педагог, агент по продажам недвижимости, специалист по рекламе. Дополнительное профессиональное образование (курсы): консультант, администратор, инструктор. |
Лаборант-эколог, оператор связи. |
Ландшафтный дизайнер, зоолог, эколог, биолог.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): озеленитель. |
Учитель музыки, артист-вокалист, музыкальный руководитель.
|
Стойкие умеренные нарушения слуха (стойкое понижение слуха любой этиологии)
|
Работа: - требующая хорошего слуха или общения с людьми; - связанная с токсическими веществами; - в неблагоприятных метеорологических условиях (повышенная влажность, переохлаждение, частая и резкая смена температуры окружающего воздуха, повышенное или пониженное барометрическое давление); - связанная с воздействием интенсивного шума, инфразвука, ультразвука, вибрации.
|
Слесарь, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по ремонту строительных машин, кондитер, столяр, жестянщик, облицовщик-плиточник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, закройщик, швея, штукатур-маляр.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): часовщик, сборщик зеркал, зонтов, мастер ремонта обуви, фасовщик, упаковщик, обойщик мебели, слесарь по ремонту швейных машин. |
Не рекомендуются. |
Специалист по документационному обеспечению управления, архивист, чертежник, экономист, лаборант химического анализа, программист, инженер-проектировщик, инженер-конструктор, сетевой администратор, лаборант медицинской диагностики, специалист по налогообложению.
|
Садовод, цветовод-декоратор, озеленитель, ландшафтный дизайнер, зоолог, эколог, биолог, специалист по земельно-имущественным отношениям, техник-технолог продукции общественного питания. |
Дизайн, модельер-художник, художник-оформитель, изготовитель художественных изделий, визажист, ювелир, фотограф. Дополнительное профессиональное образование (курсы): вышивальщица. |
Умеренные нарушения двигательных функций нижних конечностей
|
Работа, связанная: - со значительным физическим напряжением; - с вынужденным положением тела; - с частым подъемом и спуском по лестнице, - с длительным пребыванием на ногах.
|
Мастер по ремонту аудио-, видео- , бытовой техники, переплетчик; инженер-технолог, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, швея, зубной техник.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): часовщик, мастер ремонта обуви. |
Библиотекарь, менеджер социально-культурной сферы, специалист по социальной работе, преподаватель, психолог, социальный педагог, лого-пед, дефектолог, сурдопере-водчик, менед-жер гостиничного сервиса, инженер по охране труда и технике безопасности.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): диспетчер в ЖКХ, консультант, инспектор по кадрам, медицинский ре-гистратор. |
Программист, инженер-проектировщик, оператор связи, бухгалтер, экономист, корректор, делопроизводитель, юрисконсульт, программист, лаборант, документовед, лаборант-эколог, провизор, химик.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): оператор ЭВМ, учетчик, регистратор. |
Пчеловод, эколог, зоотехник, метеоролог, техник-технолог продуктов общественного питания, техник-технолог молока и молочной продукции, техник-технолог хлеба и кондитерских изделий, техник переработки сельскохозяйственной продукции. |
Художник, визажист-стилист, фотограф, изготовитель художественных изделий, ювелир, музыкальный руководитель, архитектор, модельер-художник.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): вышивальщица, вязальщица. |
Умеренные нарушения функции дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония, бронхиальная астма) |
Работа: - в неблагоприятных метеорологических и микроклиматических условиях (высокая и низкая температура, резкие перепады температуры и давления, значительная относительная влажность); - связанная с воздействием на дыхательные пути раздражающих и токсических веществ, аллергенов, канцерогенов, аэрозолей, пыли, с аллергенами; - связанная со значительным физическим или нервно-психическим напряжением; - в ночную смену, с длительным напряжением внимания, с длительной ходьбой; - связанная с быстрым предписанным темпом. |
Инженер-технолог, техник по техническому обслуживанию и ремонту радио-электронной аппаратуры.
|
Психолог, агент рекламный, специалист по рекламе, специалист страхового дела, специалист по социальной работе, логопед, дефектолог, секретарь, журналист.
|
Бухгалтер, экономист, программист, сетевой администратор документовед, инженер-проектировщик, инженер-конструктор, лаборант-эколог, физик, фармацевт.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): оператор ЭВМ, регистратор, табельщик. |
Кинолог, пчеловод, инженер лесного хозяйства, метеоролог, эколог, специалист по земельно-имущественным отношениям. |
Музыкант, дизайнер, визажист, стилист, фотограф, ювелир, архитектор. |
Умеренные нарушения обмена веществ и внутренней секреции (сахарный диабет)
|
Работа: - связанная со значительным физическим или нервно-психическим напряжением, стрессами; - связанная с обследованием действующих электромеханических установок; - связанная с длительными командировками, ночными сменами; - требующая постоянного напряжения внимания или предписанного ритме; - связанная с вибрацией, токсическими веществами, воздействием сосудистых и нейротропных ядов; - в неблагоприятных метео-, климатических и санитарно-гигиенических условиях. |
Инженер-технолог, швея, закройщик, техник по монтажу и эксплуатации внутренних сантехнических устройств, кондиционеров, вентиляторов, столяр, плотник.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): кассир, мастер ремонта обуви.
|
Менеджер по продажам, учитель, специалист по социальной работе, преподаватель, педагог дополнительного образования, библиотекарь, социальный педагог, журналист, психолог, секретарь, специалист страхового дела.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): агент страховой, консультант, медицинский регистратор, торговый представитель. |
Бухгалтер, лаборант, инженер-проектировщик, программист, техник по защите информации, экономист, делопроизводитель, юрисконсульт, документовед, лаборант, лаборант-эколог, химик, физик, фармацевт.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): учетчик, табельщик, медицинский регистратор. |
Животновод, плодоовощевод, кинолог, агроном, ветеринарный фельдшер, эколог, мастер растениеводства, мастер садово-паркового строительства, техник-технолог продуктов общественного питания. |
Изготовитель художественных изделий, дизайнер, модельер-художник, стилист, визажист, технолог-эстетист, парикмахер, технолог-конструктор, архитектор, руководитель творческого коллектива, портной. Дополнительное профессиональное образование (курсы): настройщик музыкальных инструментов, фотограф, мастер маникюра. |
Умеренные нарушения функций пищеварения (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки)
|
Работа: - связанная с постоянным или эпизодическим значительным физическим или нервно-психическим напряжением; - связанная со стрессовыми ситуациями; - в ночную смену; - связанная с быстрым предписанным темпом; -с длительным вынужденным положением и сотрясением тела, травматизацией подложечной области; - связанная с воздействием токсических веществ, - связанная с профессиональными вредностями (УВЧ, лучевые, коротковолновые установки); - связанная с невозможностью соблюдения пищевого режима, режима труда и отдыха (длительные и частые разъезды и командировки, ночные смены); - в контакте с гастотропными веществами (с парами концентрированных кислот и щелочей), гипотоксичными веществами (производные бензола, металлы и их соединения - свинец, ртуть, мышьяк, фосфор, марганец); - в неблагоприятных метео- и климатических условиях.
|
Оператор станков с ЧПУ, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, инженер-технолог, закройщик, техник-протезист, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматам. Дополнительное профессиональное образование (курсы): мастер по ремонту обуви, слесарь по ремонту швейных и трикотажных машин. |
Медсестра, учитель, фельдшер, секретарь, воспитатель детского сада, менеджер по продажам, специалист по социальной работе, преподаватель, педагог дополнительно-го образования, психолог, социальный педагог, продавец, менеджер по персоналу, специалист по рекламе.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): оператор колл-центра, консультант, агент страховой, инспектор по кадрам.
|
Специалист по документообеспечению, инженер-экономист, чертежник, бухгалтер, инженер-проектировщик, программист, экономист, делопроизводитель, юрисконсульт, библиотекарь, корректор, лаборант, лаборант-эколог, оператор связи, фармацевт, нотариус. Дополнительное профессиональное образование (курсы): контролер-кассир, регистратор. |
Кинолог, животновод, птицевод, плодоовощевод, агроном, ветеринарный фельдшер, эколог, зоотехник, метеоролог, мастер растениеводства, мастер садово-паркового строительства.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): фермер.
|
Цветовод-декоратор, изготовитель художественных изделий, художник-конструктор, архитектор, декоратор-оформитель, дизайнер интерьера, ювелир, модельер-художник, фотограф, портной.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): флорист, настройщик музыкальных инструментов. |
Заболевания сердца или нарушения артериального давления (в том числе сердечная недостаточность, стенокардия, аритмия, гипертоническая болезнь) |
Работа, связанная: - со значительными физическими и нервно-психическими нагрузками (вынужденная рабочая поза, невозможность соблюдения режима, длительные командировки); - с неблагоприятными микроклиматическими условиями труда (резкие перепады температуры, охлаждение, повышенная температура и влажность, радиационные излучения). |
Кондитер, закройщик, контролер станочных и слесарных работ, механик, наладчик, станочник, токарь, фрезеровщик, швея, закройщик, шлифовщик, инженер-механик, инженер-строитель, инженер-технолог, стекольщик. |
Психолог, библиотекарь.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): мастер маникюра.
|
Делопроизводитель, корректор, аудитор, бухгалтер, маркетолог, переводчик, программист, редактор, экономист, оператор связи, документовед, лаборант химико-бактереологического анализа, инженер-конст-руктор, фармацевт, физик, химик. Дополнительное профессиональное образование (курсы): оператор ПК. |
Кинолог, плодоовощевод, птицевод, пчеловод, агроном, ветеринарный врач, зоотехник, инженер лесного хозяйства, метеоролог, эколог. |
Реставратор, ювелир, архитектор, дизайнер, модельер, музыкант, художник, портной. |
Выраженные физические недостатки, параличи, отсутствие конечностей |
|
Контролер станочных и слесарных работ. |
Логопед, психолог. |
Инженер-конструктор, делопроизводитель, корректор, переводчик, программист, редактор, экономист, лаборант, лаборант-эколог, фармацевт, физик, химик. |
|
Ювелир, архитектор, дизайнер, художник. |
Судороги, потеря сознания (эпилепсия) |
Работа, связанная: - со значительными физическими, умственными и нервно-психическими нагрузками (вибрация, шум, заданный высокий темп деятельности, строго регламентированный ритм труда, длительная сосредоточенность внимания, высокая точность выполнения работ, работа на конвейере, у движущихся механизмов, вынужденная рабочая поза, длительное наблюдение за видеомонитором, материальная ответственность, работа, предполагающая очень частый контакт с людьми); - с экстремальными условиями деятельности (пребывание на высоте, у огня, у воды, под землей); - со стрессовыми ситуациями; - с возможным риском для жизни и здоровья; - с принятием быстрых и ответственных решений; - с возможным применением оружия, управлением транспортным средством, ночными сменами и т.д. |
Контролер станочных и слесарных работ, наладчик, паркетчик, плотник, слесарь, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики, столяр, инженер-технолог. |
|
Делопроизводитель, корректор, экономист, инженер-проектировщик библиограф, инженер-конструктор физик, химик.
Дополнительное профессиональное образование (курсы): оператор ПК. |
Плодоовощевод, агроном, метеоролог, эколог. |
Архитектор, дизайнер, художник, модельер. |