Профессиональная деятельность играет значимую роль в жизни любого человека, способствует его успешной самореализации  в социуме.

Правильный и адекватный выбор доступной профессии детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует повышению их развитию интереса к собственным возможностям, расширяет кругозор ребенка, стимулирует его потребности к социально-значимому труду.

Для осуществления правильного выбора в любой жизненной ситуации необходимо иметь как можно больше информации, которая поможет принять правильное решение. Выбор профессии – не исключение.

Тому, кто стоит перед профессиональным выбором, необходимо владеть не только информацией о мире профессий и рынке образовательных услуг, но и учитывать свои интересы, склонности, способности и, главным образом, ограничения по состоянию своего здоровья. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует в первую очередь хорошего информационного обеспечения.

В нашем справочнике представлена информация  об ограничениях в профессиональном выборе и рекомендуемых профессиях (специальностях) для детей с ограниченными возможностями здоровья при различных нарушениях. Надеемся, что наши рекомендации будут полезны вам при принятии решения о выборе подходящей профессии.

 

Скачать  полную версию Справочника профессий (специальностей) для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Перечень медицинских противопоказаний и рекомендуемые профессии при различных нарушениях у детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Виды нарушений

Противопоказания

Рекомендуемые профессии (специальности)

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знаковая система

Человек-природа

Человек-художественный образ

Нарушения психических функций (уме­ренные нару­шения эмоций, воли, поведе­ния)

 

Работа, связанная:

-  со значительными фи­зическими, умственными и нервно-психическими нагрузками  (вибрация, шум, заданный высокий темп деятельности, строго регламентированный ритм труда, длительная сосредоточенность вни­мания, высокая точность выполнения работ, работа на конвейере, у движу­щихся механизмов, вы­нужденная рабочая поза, длительное наблюдение за видеомонитором, матери­альная ответственность, работа, предполагающая очень частый контакт с людьми);

-  с обслуживанием дейст­вующих агрегатов, пред­ставляющих опасность для окружающих (води­тельские профессии, де­журные по электростан­циям и т.п.);

-  с процессами примене­ния, выделения и произ­водства опасных и вред­ных химических веществ.

 

Мастер по ремонту аудио -, видео-, бы­товой техники,

регулировщик ра­диоэлектронной аппаратуры и при­боров, монтажник радиоэлектронной аппаратуры,

наладчик техноло­гического оборудо­вания,  машинист холодильных уста­новок, слесарь по ремонту и обслу­живанию систем вентиляции и кон­диционеров,

мастер столярного и мебельного про­изводства, мастер столярно-плотнич­ных и паркетных работ, гравер,  конструктор изделий из кожи, швея, штукатур-маляр, облицовщик-плиточник, столяр строительный, плотник.

 

Дополнительное профессиональное образование (курсы):

часовщик,

обойщик мягкой и жесткой мебели, переплетчик.

Не рекоменду­ется.

Техник-программист.

 

Дополнительное профессиональ­ное образование (курсы):

почтальон, ве­совщик, марки­ровщик готовой продукции, опе­ратор ПК.

 

Ландшафтный дизайнер, зоолог, плодоовощевод, цветовод-декоратор.

 

Дополнительное профессио­нальное обра­зование (курсы):

рабочий зеле­ного хозяйства, садовник, озе­ленитель.

Изготовитель ху­дожественных из­делий, художник,  музыкант, дизайнер, виза­жист, портной, фотограф.

 

Дополнительное профессиональное образование (курсы):

вышивальщица.

Нарушения интеллекта, мышления (умственная отсталость легкая)

Работа:

- на высоте;

- связанная с примене-нием токсических хими-ческих веществ, стеклово-локна, органических лаков, клея на органи-ческих растворителях, высоких и низких температур, СВЧ;

- связанная с нервно-психическим  напряже-нием,  с подсчетами и необходимостью приня­тия быстрых самостоя­тельных решений.

 

 

Каменщик, маляр, штукатур, швея.

 

Дополнительное профессиональное образование (курсы):

кухонный рабочий, упаковщик, сорти­ровщик, курьер, сборщик изделий, обойщик мебели, фасовщик,  укладчик изделий, гладильщик.

 

Не рекоменду­ется.

Не рекоменду­ется.

Овощевод,

животновод.

 

Дополнительное профессио­нальное обра­зование (курсы):

рабочий пло­доовощного хранилища, озеленитель.

Дополнительное профессиональное образование (курсы):

вышивальщица, переплетчик (ручного пере­плета).

Умеренные и выраженные нарушениях речи (заикание)

 

 Работа, связанная:

-  со значительными  нервно-психическими на­грузками;

- с постоянным контактом с людьми;

- с воздействием выра­женного производствен­ного шума;

- с подачей словесных сигналов.

 

Слесарь-ремонтник, электромонтер, инженер-технолог,  швея, закройщик, геодезист, слесарь по ремонту автомобилей,, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, монтажник технологического оборудования, сле­сарь по контрольно измерительным приборам и автома­тике, аппаратчик-оператор нефтехи­мического произ­водства,  машинист холодильных уста­новок, контролер станочных и слесарных работ.

Дополнительное профессиональное образование (курсы):

часовщик, сборщик, упаковщик, фасовщик, печник.

Не рекоменду­ется.

Контролер качества, корректор, бухгалтер, ин­женер-проекти­ровщик, про­граммист, эко­номист, лаборант-эколог, химик, фармацевт. 

Дополнительное профессиональное образование (курсы):

Оператор ПК.

Мастер расте­ниеводства, мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, пчеловод, изготовитель мороженого, мастер производства молочной продукции.

 

Гравер,

цветовод-декора­тор,  флорист, ювелир, худож-ник-конструктор, архитектор,

модельер-художник, технолог-конструктор, визажист, музы­кант,

дизайнер,

фотограф.

 

Дополнительное профессиональное образование (курсы):

чеканщик.

Умеренные нарушения зрения (слабо­видение высо­кой и средней степени)

 

Работа:

- связанная со значительным физи­ческим напряжением;

- связанная с длительным напряже­нием зрения;

- связанная с наблюдением за экра­ном видеотерминала;

- связанная с опасностью глазного травматизма;

- в запыленных условиях;

- в условиях недостаточ­ной освещенности, пуль­сации освещенности, из­быточной яркости, пря­мой и отраженной слепя­щей блесткости.

 

Пекарь, кондитер.

Преподаватель, юрист, менеджер по продажам,  специалист страхового дела, специалист по социальной ра­боте,  юрискон­сульт, агент рек­ламный, педагог дополнитель­ного образова­ния, психолог,  соци­альный педагог, агент по продажам не­движимости, специалист по рекламе.

Дополнительное профессиональ­ное образование (курсы):

консультант, ад­министратор, инструктор.

Лаборант-эколог,

оператор связи.

Ландшафтный дизайнер,

зоолог, эколог, биолог.

 

Дополнительное профессио­нальное обра­зование (курсы):

озеленитель.

Учитель музыки,  артист-вокалист, музыкальный руководитель.

 

Стойкие уме­ренные нару­шения слуха (стойкое по­нижение слуха любой этиоло­гии)

 

Работа:

- требующая хорошего слуха или общения с людьми;

- связанная  с токсиче­скими веществами;

- в неблагоприятных ме­теорологических условиях (повышенная влажность, переохлаждение, частая и резкая смена температуры окружающего воздуха, повышенное или пони­женное барометрическое давление);

- связанная с воздейст­вием интенсивного шума, инфразвука, ультразвука, вибрации.

 

Слесарь,  слесарь по ремонту автомо­билей, слесарь по ремонту строитель­ных машин, конди­тер, столяр, жес­тянщик, облицов­щик-плиточник, электромонтер по ремонту и обслу­живанию электро­оборудования, за­кройщик, швея, штукатур-маляр.

 

Дополнительное профессиональное образование (курсы):

часовщик, сборщик зеркал, зонтов, мастер ремонта обуви, фасовщик, упаков­щик, обойщик мебели, слесарь по ремонту швейных машин.

Не рекоменду­ются.

Специалист по документацион­ному обеспече­нию управления,  архивист, чер­тежник, эконо­мист, лаборант химического анализа, программист, инженер-проек­тировщик, ин­женер-конструк­тор, сетевой ад­министратор, лаборант меди­цинской диагно­стики, специалист по налого­обложению.

 

Садовод, цве­товод-декора­тор, озелени­тель, ланд­шафтный ди­зайнер, зоолог, эколог, биолог, специалист по земельно-иму­щественным отношениям, техник-технолог продукции общественного питания.

Дизайн, модельер-художник, худож­ник-оформитель, изготовитель ху­дожественных из­делий, визажист, ювелир, фотограф.

Дополнительное  профессиональное образование (курсы):

вышивальщица.

Умеренные нарушения двигательных функций ниж­них конечно­стей

 

Работа, связанная:

- со значительным физи­ческим напряжением;

- с вынужден­ным положением тела;

- с частым подъемом и спуском по лестнице,

- с длительным пребыва­нием на ногах.

 

Мастер по ремонту аудио-, видео- , бы­товой техники, пе­реплетчик; инженер-технолог, регу­лировщик радио­электронной аппа­ратуры и приборов,  монтажник радио­электронной аппа­ратуры, швея, зубной техник.

 

Дополнительное профессиональное образование (курсы):

часовщик, мастер ремонта обуви.

Библиотекарь, менеджер соци­ально-культур­ной сферы, спе­циалист по со­циальной ра­боте, преподава­тель, психолог,  социальный педагог, лого-пед, дефектолог, сурдопере-водчик, менед-жер гости­ничного сервиса, инженер по охране труда и технике безопасности.

 

Дополнительное профессиональ­ное образование (курсы):

диспетчер в ЖКХ, консуль­тант,  инспектор по кадрам, ме­дицинский ре-гистратор.

Программист, инженер-проек­тировщик, опера­тор связи,

бухгалтер, эконо­мист, корректор,  делопроизводи­тель, юрискон­сульт, программист, лаборант, доку­ментовед, лаборант-эколог, провизор, химик.

 

Дополнительное профессиональ­ное образование (курсы):

оператор ЭВМ, учетчик, регист­ратор.

Пчеловод, эколог,  зоотехник, ме­теоролог, тех­ник-технолог продуктов об­щественного питания, тех­ник-технолог молока и мо­лочной про­дукции, техник-технолог хлеба и кондитерских изделий, техник переработки сельскохозяй­ственной про­дукции.

Художник, виза­жист-стилист, фо­тограф, изготови­тель художествен­ных изделий, юве­лир, музыкальный руководитель,

архитектор,

модельер-художник.

 

Дополнительное  профессиональное образование (курсы):

вышивальщица, вязальщица.

Умеренные нарушения функции ды­хания

(хронический бронхит, хро­ническая пнев­мония, бронхи­альная астма)

Работа:

- в неблагоприятных ме­теорологических и микро­климатических условиях (высокая и низкая темпе­ратура, резкие перепады температуры и давления, значительная относитель­ная влажность);

- связанная с воздействием на дыха­тельные пути раздра­жающих и токсических веществ, аллергенов, кан­церогенов, аэрозолей, пыли, с аллергенами;

- связанная  со значительным физи­ческим или нервно-пси­хическим напряжением;

-  в ночную смену,  с дли­тельным напряжением внимания, с длительной ходьбой;

-  связанная с быстрым предписан­ным темпом.

Инженер-технолог, техник по техниче­скому обслужива­нию и ремонту ра­дио-электронной аппаратуры.

 

Психолог,  агент рекламный, спе­циалист по рек­ламе, специа­лист страхового дела, специалист по социальной работе, логопед, дефектолог, сек­ретарь, журналист.

 

 

 

Бухгалтер, эко­номист, про­граммист, сетевой

администратор документовед, инженер-проекти­ровщик, инженер-конструктор, лаборант-эколог, физик, фармацевт.

 

Дополнительное  профессиональ­ное образование (курсы):

оператор ЭВМ, регистратор, та­бельщик.

Кинолог, пчело­вод, инженер лесного хозяй­ства, метеоро­лог, эколог, специалист по земельно-имущественным отношениям.

Музыкант, дизай­нер, визажист, стилист, фотограф, ювелир, архитек­тор.

Умеренные нарушения обмена ве­ществ и внут­ренней секре­ции

(сахарный диа­бет)

 

Работа:

- связанная  со значительным физиче­ским или нервно-психи­ческим напряжением, стрессами;

- связанная  с обследованием дейст­вующих электромехани­ческих установок;

- связанная  с длительными коман­дировками, ночными сме­нами;

- требующая постоянного напряжения внимания или  предписанного ритме;

- связанная с вибрацией, токсиче­скими веществами,  воз­действием сосудистых и нейротропных ядов;

- в неблагоприятных ме­тео-, климатических и са­нитарно-гигиенических условиях.

Инженер-технолог, швея, закройщик, техник по монтажу и эксплуатации внутренних сантехнических устройств, конди­ционеров, вентиля­торов, столяр, плотник.

 

Дополнительное  профессиональное образование (курсы): кассир, мастер ремонта обуви.

 

Менеджер по продажам, учитель, специалист по социальной ра­боте, преподава­тель, педагог дополнитель­ного образова­ния, библиотекарь, социальный педагог, журналист, психолог,

секретарь, специалист страхового дела.

 

Дополнительное  профессиональ­ное образование (курсы): агент страховой, кон­сультант, меди­цинский регист­ратор, торговый представитель.

Бухгалтер, лабо­рант, инженер-проектировщик, программист, техник по защите информации,   экономист, дело­производитель, юрисконсульт, документовед, лаборант,

лаборант-эколог,

химик, физик, фармацевт.

 

Дополнительное  профессиональное образование (курсы): учетчик, табельщик, медицинский регистратор.

Животновод, плодоовощевод,

 кинолог, агроном,  вете­ринарный фельдшер, эко­лог, мастер расте­ниеводства, мастер садово-паркового строительства, техник-технолог продуктов общественного питания. 

Изготовитель ху­дожественных из­делий, дизайнер, модельер-худож­ник, стилист, визажист, тех­нолог-эстетист, парикмахер, технолог-конструктор, архитектор, руководитель творческого кол­лектива, портной.

Дополнительное   профессиональное образование (курсы): настрой­щик музыкальных инструментов, фо­тограф, мастер маникюра.

Умеренные нарушения функций пи­щеварения

(язвенная бо­лезнь желудка и двенадцати­перстной кишки)

 

Работа:

- связанная с постоянным или эпи­зодическим значительным физическим или нервно-психическим напряже­нием;

- связанная со стрессовыми ситуа­циями;

- в ночную смену;

- связанная с быстрым предписан­ным темпом;

-с длительным вынужден­ным положением и сотрясе­нием тела, травматизацией подло­жечной области;

- связанная с воздействием токсиче­ских веществ,

- связанная с профессиональными вредностями (УВЧ, луче­вые, коротковолновые ус­тановки);

-  связанная с невозможностью со­блюдения пищевого ре­жима, режима труда и от­дыха (длительные и час­тые разъезды и команди­ровки, ночные смены);

-  в контакте с гастотроп­ными веществами (с па­рами концентрированных кислот и щелочей), гипо­токсичными веществами (производные бензола, металлы и их соединения - свинец, ртуть, мышьяк, фосфор, марганец);

-  в неблагоприятных ме­тео- и климатических ус­ловиях.

 

Оператор станков с ЧПУ, монтажник радиоэлектронной аппаратуры,  ин­женер-технолог, закройщик,  техник-протезист, слесарь по контрольно-измери­тельным приборам и автоматам.

Дополнительное  профессиональное образование (курсы):  мастер по ремонту обуви, слесарь по ремонту швейных и трикотажных машин.

Медсестра, учи­тель, фельдшер, секретарь, воспитатель

детского сада,  менеджер по продажам, спе­циалист по

социальной ра­боте, преподава­тель, педагог дополнительно-го образования, психолог, 

социальный педагог, прода­вец, менеджер по персоналу, специалист по рекламе.

 

Дополнительное  профессиональ­ное образование (курсы):

оператор колл-центра, консуль­тант, агент страховой, инспектор по кадрам.

 

Специалист по документообес­печению, инже­нер-экономист, чертежник,  бух­галтер, инженер-проектировщик, программист, эко­номист, дело­производитель, юрисконсульт, библиотекарь, корректор, лабо­рант, лаборант-эколог, оператор связи, фармацевт, нотариус.

Дополнительное  профессиональное образование (курсы):

контролер-кассир, регистратор.

Кинолог, жи­вотновод, пти­цевод, плодо­овощевод, аг­роном, ветери­нарный фельдшер, эколог, зоотех­ник, метеоро­лог, мастер растениевод­ства, мастер садово-парко­вого строи­тельства.

 

 

Дополнительное профессио­нальное обра­зование (курсы): фермер.

 

Цветовод-декора­тор, изготовитель художественных изделий, художник-конструктор, архитектор, декоратор-оформитель, ди­зайнер интерьера, ювелир,  модельер-художник, фото­граф, портной.

 

 

 

Дополнительное профессиональное образование (курсы): флорист, настройщик музы­кальных инстру­ментов.

Заболевания сердца или на­рушения ар­териального давления  (в том числе сер­дечная недос­таточность, стенокардия, аритмия, ги­пертоническая болезнь)

Работа, связанная:

- со значительными физи­ческими и нервно-психи­ческими нагрузками (вы­нужденная рабочая поза, невозможность соблюде­ния режима, длительные командировки);

- с неблагоприятными микроклиматическими условиями труда (резкие перепады температуры, охлаждение, повышенная температура и влажность, радиационные излуче­ния).

Кондитер, закрой­щик, контролер станочных и слесарных работ, механик, наладчик, станочник, токарь, фрезеровщик,  швея, закройщик, шлифов­щик, инженер-механик, инженер-строитель, инженер-технолог, стекольщик.

Психолог, биб­лиотекарь.

 

Дополнительное профессиональ­ное образование (курсы): мастер маникюра.

 

Делопроизводи­тель, корректор, аудитор,  бух­галтер, маркето­лог, переводчик, программист, редактор, эко­номист, оператор связи, документовед, лаборант химико-бактереологи­ческого анализа, инженер-конст-руктор, фармацевт, физик, химик.

Дополнительное профессиональ­ное образование (курсы): оператор ПК.

Кинолог, плодоовощевод, птице­вод, пчеловод, агроном, вете­ринарный врач,  зоотехник, ин­женер лесного хозяйства, ме­теоролог, эколог.

Реставратор,  юве­лир, архитектор, дизайнер, модельер, му­зыкант, художник, портной.

Выраженные физические недостатки, параличи, от­сутствие ко­нечностей

 

Контролер станочных и слесарных работ.

Логопед, психо­лог.

Инженер-конструктор, делопроизводи­тель, корректор, переводчик, программист, редактор, эко­номист, лаборант, лаборант-эколог, фармацевт, физик, химик.

 

Ювелир, архитек­тор, дизайнер, ху­дожник.

Судороги, по­теря сознания (эпилепсия)

Работа, связанная:

-  со значительными фи­зическими, умственными и нервно-психическими нагрузками  (вибрация, шум, заданный высокий темп деятельности, строго регламентированный ритм труда, длительная сосредоточенность вни­мания, высокая точность выполнения работ, работа на конвейере, у движу­щихся механизмов, вы­нужденная рабочая поза, длительное наблюдение за видеомонитором, матери­альная ответственность, работа, предполагающая очень частый контакт с людьми);

- с экстремальными усло­виями деятельности (пре­бывание на высоте, у огня, у воды, под землей); 

- со стрессовыми ситуа­циями;

- с возможным риском для жизни и здоровья;

- с принятием быстрых и ответственных решений;

-  с возможным примене­нием оружия, управле­нием транспортным

сред­ством, ночными сменами и т.д.

Контролер станочных и слесарных работ, наладчик, паркетчик, плотник, слесарь, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики,

столяр, инженер-технолог.

 

Делопроизводи­тель, корректор, экономист, инженер-проектировщик библиограф, инженер-конструктор физик, химик.

 

Дополнительное профессиональ­ное образование (курсы):

оператор ПК.

Плодоовоще­вод, агроном, метеоролог, эколог.

Архитектор, дизайнер, художник, мо­дельер.

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов