644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
Технология выбора профессии
Для того чтобы сделать правильный выбор, есть одна универсальная формула, которая поможет любому человеку:
Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня
ХОЧУ – это твои интересы и склонности, разнообразные хобби, а также все, чем ты занимаешься в свободное время.
Если от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то эффективнее будешь выполнять свою работу и сможешь быстрее стать профессионалом, а значит, у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.
МОГУ – твои способности, возможности здоровья. Включаются все виды деятельности, которые тебе по силам в соответствии с состоянием здоровья. Необходимо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. И помни: - "Всегда найдется что-то, что тебе дается легко, без особых усилий и с хорошими результатами".
НАДО – возможность трудоустройства, реальная ситуация спроса на рынке труда.
Применяя эту формулу, необходимо быть предельно осторожным, чтобы не совершить ошибки.
Ошибки при выборе профессии
1. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии часто есть мнение, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик). Престижность профессии должна учитываться, но после учета интересов и способностей.
2. Выбор профессии под влиянием товарищей, родителей (за компанию, чтобы не отстать)
Профессию мы выбираем по своему "вкусу". Ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, сравнивая (себя с друзьями), а не повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей, и в чем вы сходны. Выбирая профессию по совету родителей, ты забываешь о своих интересах и склонностях. И далеко не всегда родители оказываются правы.
3. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: "нравится литература, значит буду литератором". Куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы и т.д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень похожа на ту, что выполняют на уроках литературы. Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.
4. Неумение (нежелание) разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относись критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках.
5. Незнание (недооценка) физических особенностей, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся в основном те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем.
6. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.