Рекомендации по организации профессиональной ориентации

 

Цель профессиональной ориентации – это оказание детям психолого-педагогической поддержки в проектировании версий продолжения обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Профессиональная ориентация способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения, созданию условий для повышения готовности к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Основным объектом внимания педагога в процессе организации деятельности по профессиональной ориентации должен являться сложившийся опыт учащегося, в который могут быть включены представления о собственных способностях, особенностях здоровья, проявлениях познавательной активности, приемах выполнения умственных и практических действий, а также личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы.

Рекомендуется выделять и реализовывать четыре последовательно реализуемых этапа профориентационной работы с детьми:

 

1. Ориентировочно-подготовительный этап (начальная школа).

Цель этапа: сформировать у младших школьников положительное отношение к физическому труду, уважение к званию рабочего, стремление своим собственным посильным трудом доставлять окружающим радость получая от этого моральное удовлетворение.

Выработка у младших школьников представления о разнообразных профессиях, формировании установки на труд, на созидательную деятельность как высшую ценность для человека.

 

 

2. Ориентационно-побудительный этап (с 4 по 7 класс).

Работа на этом этапе заключается в ознакомлении школьников с профессиями, характерными для конкретного региона, и формировании интереса к ним. В это время начинается профессиональная ориентация на уроках труда.

Можно выделить ряд условий успешного профессионального становления детей: включение в поисковую деятельность, направленную на "открытие" профессии; поручение дать оригинальное решение каких-то производственных задач; практическое участие в изготовлении приспособлений, необходимых при тех или иных операциях. Задания индивидуализируются в соответствии с интересами школьника, а успешное выполнение поощряется.

 

3. Ориентационно-производительный этап (8-9 классы).

Цель профориентационной работы – включить детей в активный производительный труд по конкретной профессии. Детям необходимо самим, на собственном опыте познакомиться с содержанием профессиональной работы, попробовать себя в ней. Участие в производственном труде позволяет ребятам лучше узнать себя, свои склонности и интересы, соизмерить их со своими возможностями и способностями, все это  способствует развитию их профессионального самосознания, формированию профессиональных намерений и мотивов.

 

 

4. Ориентационно-заключительный этап (выпускной класс).

Идет выбор конкретной профессии, окончательное уточнение, а в случае необходимости и корректировка путей реализации профессиональных намерений. Стоит отметить, что зачастую, именно к концу учебного года старшеклассники чаще всего меняют свои намерения. Основная форма работы на этом этапе – индивидуальная консультация и собеседование. Основная задача такой консультации – помочь старшекласснику постигнуть сущность того или иного вида профессиональной деятельности, ее соответствие способностям, интересами и склонностям, помочь ему выделить профессионально важные качества для успешного овладения будущей профессией. 

 

 

Портрет профессионально самоопределившейся личности

 

Современному выпускнику школы необходимо не только владеть информацией о современном мире профессий, образовательных организациях, рынке труда, знать свои возможности, но и уметь на основе этих знаний сделать сознательный, самостоятельный профессиональный выбор в изменяющихся условиях современного общества.

 

Портрет профессионально самоопределившейся личности 

Целью профессионального самоопределения школьника является не выбор конкретной профессии, а определение и формирование профессионально важных компетенций, чтобы быть мобильным и уметь реализовывать себя в профессиональном и социальном плане.

Выпускник должен быть компетентным в вопросах самопознания (владеть приемами самопознания; знать свои интересы, склонности и личные особенности); информирования (иметь навыки самостоятельного поиска информации по вопросам профориентации, знать современный рынок труда и рынок образовательных услуг); самоуправления (владеть навыками построения своего профессионального маршрута, уметь корректировать его в связи с изменившимися обстоятельствами, проявлять активную жизненную позицию, уметь действовать согласно поставленной профессиональной цели).

 

 

Перечень семинаров

 

 

Для специалистов социально-трудовой сферы отделение психолого-профориентационной реабилитации организует и проводит семинары-практикумы по вопросам социально-психологической помощи.

 

       

Психологическая поддержка несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации

Программа предназначена для специалистов организаций г. Омска и Омской области, работающих с несовершеннолетними.

Цель семинара - знакомство с теоретическими основами и обучение практическим навыкам оказания психологической поддержки несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

Система профориентационной работы в образовательной организации

Программа предназначена для специалистов г. Омска и Омской области, работающих с обучающимися в специальных коррекционных школах.

Целью семинара является оказание теоретического и практического содействия в овладении современными формами, методами и приемами профориентации.

 

Профилактика суицидального поведения подростков

Программа предназначена для специалистов организаций г. Омска и Омской области, работающих с несовершеннолетними.

Цель  семинара - оказание теоретического и практического содействия в освоении методов и приемов выявления суицидальной мотивации и профилактике суицида. 

 

 

 

  

Получить методическую консультацию можете по телефону 36-15-92

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов