644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
Уважаемые родители!
Одним из главных вопросов, который предстоит решить каждому ребенку в своей жизни - это выбор профессии, и наша задача помочь ему в этом. Главное – помнить, что вы не определяете профессию вместо ребенка, а лишь направляете его и что-то рекомендуете. Очень многие в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и испытывают страх перед необходимостью принятия решения. В этой статье Вы познакомитесь с рекомендациями о том, как помочь ребенку сделать правильный выбор и предостеречь от возможных ошибок.
Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая:
• интересна и привлекательна ("ХОЧУ"). Это те занятия, которые ребёнок выполняет с интересом, с желанием;
• доступна и посильна ("МОГУ"). Это возможности ребенка: его способности, возможности, индивидуальные качества, состояние здоровья;
• имеет спрос на рынке труда ("НАДО"). Это знание о том, какие профессии (специальности) пользуются спросом на рынке труда.
Как помочь ребенку самостоятельно определиться в выборе профессии?
Шаг 1. Подробно проанализируйте интересующие Вашего ребенка профессии (специальности).
Предложите подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать будущая работа и составьте максимально подробный список таких требований (реализация собственных возможностей, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство, уровень заработной платы и т.д.).
Составляя таблицу профессиональных предпочтений, впишите требования к будущей профессии (специальности) в столбцы, а в строки – названия профессий (специальностей), которые кажутся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию (специальность): если они совпадают, ставьте в этой клетке "+", если нет "−".
Профессия (специальность) |
Требования к будущей профессии (специальности) |
|||||
Реализация собственных возможностей |
Условия труда |
Престижность |
Занятость |
Трудоустройство |
Уровень заработной платы |
|
Юрист |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Врач |
|
|
|
+ |
|
+ |
Психолог |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, в этой отрасли ребенку и стоит искать свое призвание.
Преимущество этого метода в том, что он предлагает ребенку самостоятельно поразмышлять над личной системой ценностей и тем, каким он видит свое будущее.
Шаг 2. Расширяйте знания о профессиональном мире.
Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Очевидно, что жизненный опыт школьника ограничен и его представления о трудовой деятельности часто нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но не могут ответить на вопрос о том, что это за работа; другие смешивают понятия "профессия" и "должность", говоря: "Хочу быть начальником!". Кто-то любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом, но ведь программист — не просто пользователь компьютера. Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия (специальность).
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если Ваш ребенок подумывает, не стать ли ему юристом – и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, – стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной профессии (специальности) соответствуют действительности.
Шаг 3.Больше информации!
Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных профессиях (специальностях). В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.
Шаг 4. Помогите соотнести профессиональные намерения с возможностями ребенка.
Учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, обсудите возможные "+" и " - " выбранных им профессий (специальностей).
Поговорите с ребенком об основных требованиях профессии (специальности) к физическим и психологическим качествам, таких как:
качество восприятия (зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное);
восприятие пространства, времени, устной речи, глазомерная оценка;
характеристики внимания (объем, устойчивость, распределение, концентрация, переключение);
качество развития речи (четкая речь, грамотная речь);
развитие личностных качеств:
- черты характера;
- особенности мотивационной сферы;
- эмоционально-волевые качества (эмоциональная устойчивость, самообладание, целеустремленность);
развитие физических качеств:
- сила;
- физическая выносливость.
Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с его возможностями - это поможет ему реалистичнее смотреть на ситуацию выбора.
Шаг 5. Сходите с ребенком на "дни открытых дверей" в образовательные организации.
Обсудите увиденное и услышанное.
Получить информацию о "Днях открытых дверей", вы можете:
1. На сайте http://www.omprofcenter.ru.
2. На сайте http://www.provuz.ru.
3. Из источников средств массовой информации (телевидение, радио, газеты).
4. На сайтах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Шаг 6. Обсуждайте альтернативы.
Говорите с ребенком о нескольких вариантах. Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.
Родители должны задавать вопросы ребенку о том, что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное?
Можно спросить прямо: "А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать инженером?".
Можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: "Представляешь, Миша всю жизнь мечтал стать хоккеистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть".
Ошибки, которые совершают родители старшеклассников
Как стать группой поддержки своему ребенку?
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
При поступлении в образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации необходимо обращать внимание на следующие документы:
Свидетельство о государственной аккредитации – документ, дающий право учебным заведениям выдавать выпускникам диплом государственного образца о соответствующем уровне образования.
Лицензия – документ, дающий право на ведение образовательной деятельности по образовательным программам профессионального образования, который выдается Министерством образования Российской Федерации. К лицензии должно быть приложение, регламентирующее специальности и направления, по которым ВУЗ осуществляет образовательную деятельность. Срок действия лицензии – 5 лет.