644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69, тел. (3812) 36-15-97. Режим работы: пн.-чт. 830-1745, пт. 830-1630 (обед 1300-1400). Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Группа ВКонтакте: vk.com/omskprofcenter
БИБЛИОТЕКАРЬ
Библиотекарь - это явление души!
В. Тендряков
Профессия библиотекаря – одна из самых старейших в мире. Возникла она вместе с шумерской культурой приблизительно в 2500 году до н.э., где впервые появились глиняные каталоги и библиотекарями считали писцов, составивших собрание глиняных табличек. Само слово "библиотекарь" появилось в Древней Греции и переводится как "собрание книг".
В средние века основные библиотеки сконцентрировались в монастырях, а хранителями книг стали монахи, на которых была возложена обязанность – переписывание книг для их дальнейшего сохранения и распространения. И это требовало от библиотекарей не только грамотности, но и колоссальных знаний практически во всех областях жизни. Таким образом, библиотекари стали одними из тех, кто подготовил эпоху Возрождения.
Огромную роль в эпоху Возрождения сыграли и университетские библиотекари. Именно они стояли у возникновения национальных библиотек. Небывалый до того времени рост числа книг стимулировал интерес библиотекарей к практическим проблемам организации фондов и каталогов. Библиотекари превращались в ученых.
Первые древнерусские библиотеки создавались в период образования и начала развития древнерусского государства – Киевской Руси. Это были библиотеки при храмах и монастырях, а также личные коллекции книг удельных князей, придворной знати и лиц духовного сана. Для библиотек выделялись специальные помещения. Книгохранителями в монастырских библиотеках, как правило, назначались наиболее образованные монахи. Им то и поручалось руководить чтением. В X-XVIII вв. работа библиотекаря в монастырских библиотеках, должность "книгохранителя", "служебника" была послушанием, повинностью человека как члена религиозной общины. В течение долгих пяти столетий только благодаря воле, вере и стараниям хранителей книг теплился на Руси огонек письменной культуры. С развитием русского государства, его науки и промышленности началась новая жизнь библиотек и библиотекарей. С появлением приказов появились и приказные (ведомственные) библиотеки, которые обслуживались уже специальными работниками – приказными дьяками. Именно приказные библиотекари выросли в следующем веке в библиотекарей светских, независимых от государства и монастырских уставов. Именно они заложили основы библиотечной мысли на весь просвещенный XVIII век.
Профессионально важные качества:
высокий уровень развития концентрации, переключения внимания (умение сосредотачиваться на одной деятельности, способность к быстрой смене деятельности при непрерывном потоке посетителей);
хорошая память, которая необходима для запоминания расположения книг на полках, сюжетов прочитанных произведений с целью оценки и совета читателям;
коммуникативные способности;
высокий уровень развития долговременной памяти (способность запоминать на длительный срок большие объемы информации);
хорошее зрение;
усидчивость;
работоспособность (в условиях однообразной деятельности – монотонии);
аккуратность;
вежливость, отзывчивость;
ответственность по отношению к людям и выполняемой работе;
пунктуальность, точность;
эмоциональная устойчивость;
эрудированность.
Медицинские ограничения:
судороги, потери сознания;
некорректируемое снижение остроты зрения;
нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
расстройства слуха;
вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
расстройства речи;
хронические инфекционные заболевания;
аллергии;
кожные заболевания;
выраженные физические недостатки.
Содержание деятельности
Библиотекарь – профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация.
Профессия библиотекаря направлена на работу с читателями. Библиотекарь обслуживает посетителей читального зала, подбирает, выдает им необходимую литературу, комплектует фонд библиотеки – формирует заказы и закупает книги, проводит техническую обработку новой поступившей литературы, составляет каталоги, заполняет читательские абонементы, организовывает выставки книг, журналов, газет, следит за сохранностью фонда библиотеки. В культурно-просветительных учреждениях обеспечивает подбор необходимой читателям литературы, быстрое выполнение их заявок. Выдает литературу по абонементу и в читальные залы, изучает запросы читателей в целях оказания им помощи в выборе литературы. Участвует в комплектовании фонда библиотеки, обработке литературы и составлении каталогов, в работе по учету и хранению фонда, в пропаганде книг, научно-исследовательской и научно-методической работе библиотеки. Проводит индивидуальную беседу с читателями, оказывает им помощь в выборе книг, журналов, организует тематические литературные конференции, книжные выставки, комплектует книжный фонд, ведет учет библиотечного фонда и др.
Образовательные организации г. Омска и Омской области:
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского ("Библиотечно-информационная деятельность");
Профессиональная деятельность
Как правило, библиотекари работают в:
государственных библиотеках;
библиотеках профессиональных образовательных организаций и образовательных организациях высшего образования;
библиотеках начальных или средних школ;
библиотеках медиа-центрах;
библиотеках в рамках предприятий или компаний.
Карьера
Практически все руководители проходят последовательно все традиционные ступеньки иерархической лестницы библиотеки: библиотекарь – старший библиотекарь – главный специалист – заведующий сектором – заведующий отделом – директор.
Библиотечная иерархическая лестница достаточно короткая: 2-3 ступени в течение 2-3 десятков лет. Само количество руководящих должностей в библиотеке ограничено. Чем меньше библиотека, тем короче служебный рост, и наоборот, чем сложнее структура библиотеки, тем больше возможностей для роста кадров. Объективно для освоения технологий на каждом новом участке библиотечной работы требуется 2-3 года, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что остальное время уходит на адаптацию в профессиональной среде, завоевание авторитета, признания коллег.